За этот руль держались люди из XIX века

Глядя на легендарные машины, ощущаешь беззащитность жестянок, на которых мы ездим сегодня

Глядя на легендарные машины, ощущаешь беззащитность жестянок, на которых мы ездим сегодня

Она отгремела уже в шестой раз. Роскошная Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина.

Как всегда, эта выставка старинных автомобилей принимала зрителей в Москве.

Позже Илья Сорокин, организатор выставки, скажет мне, что ему представляются интересные разговоры автомобилей между собой в уединении. «У каждой старинной машины, — говорит он, — было несколько разных хозяев. Они познали всякие дороги. Какие только пересуды в свой адрес им не пришлось пережить! На этих сиденьях сидели, за эти ручки брались, за этот руль держались люди из XIX века. Представляете, первые автомобили рождались и распространялись на их глазах. Они куда-то спешили, кого-то любили, к чему-то стремились… Они ушли, но оставили свои автомобили нам. Мы обязаны их сохранять».

Можно десятки раз видеть на картинках «Hispano-Suiza» первой трети XX века – символ французского изящества, качественный авто высшего класса, но только очутившись с этой голубой мечтой рядом, поймешь, что такое роскошь. Можно знать, что окраска американских «Buick» 40-х годов состояла из 70 операций, а металл был крепче времени — не зря в СССР машины этой марки называли легкими танками. Но лишь увидев нереставрированный оригинал с отколотым куском покрытия, ощутишь беззащитность жестянок, на которых мы ездим сегодня.

Илья Сорокин заметил: «Для меня понятие старинный и настоящий тождественны. Мне не интересны современные автомобили – нечто штампованное, пластмассовое и картонное…»

Приходит понимание, что яркая индивидуальность, которой нам во всем не хватает, не имеет срока давности, ведь это не что иное, как подлинная элегантность. Вот «Aston Martin» с его 80-летней историей. Очевидно, из спортивного автомобиля этой марки не выходят в шортах и кроссовках. Благодаря встречам с безупречной классикой постепенно осознаешь, что настоящая роскошь – это не просто владение дорогими автомобилями, а стиль жизни.

Владимир Берберов, энтузиаст автомобильной истории из Минска, не пропустил ни одной галереи. Встретившись со мной в зале, воскликнул: «Это уровень!» Похвальным аккордом прозвучала его оценка реставрации просмотренных образцов. Такого точного восстановления он добивается, работая над автобусом 50-х годов ПАЗ-651.

На шестой галерее, по словам Ильи Сорокина, выставлено 150 машин. Подавляющее большинство этого великолепия, увы, не российская, а зарубежная реставрация. Ему вообще представляется, что восстанавливать старинную технику в России – это подвиг. «Исторические автомобили, — продолжает он, — находятся в таком состоянии, будто только что выехали из ворот автозаводов, теперь покупаются частными фирмами или отдельными бизнесменами на западных аукционах, на ретровыставках и, подобно коллекции яиц Фаберже, возвращаются в Россию. Последние ее остатки по цене металлолома были вывезены за рубеж в 90-е годы. И только теперь уже за большие деньги наши граждане начали эту технику покупать и ввозить.

Недавно стало известно, что в Россию прибыл харизматичный «Mercedes-Benz-540K Special Roadcter». Таким образом, наш автомобильный коллекционер за 3,5 миллиона евро приобрел машину, которая делает честь любому музею мира. Российские меценаты, приобретая не просто возрожденную технику, а произведения мирового культурного значения, превращают ее в семейную реликвию».

Некоторые произведения автомобильного искусства не были никак обозначены. Они красовались, гордо и независимо сверкая своим превосходством. Снять таинственность с этих участков я попросила Владимира Михалева, председателя РМОО БФСА «Баретро», члена совета Академии наук и искусств Союза России и Беларуси, друга «Салона старинных и редких автомобилей» Ильи Сорокина. «Как правило, — прокомментировал он, — это автомобили из частных коллекций как отдельных граждан, так и частных компаний. Они демонстрируются здесь по просьбе устроителей и не предназначены для продажи. Могут быть собраны под именем одного клуба и представлять корпоративную коллекцию». — «А какое впечатление на вас произвела VI Олдтаймер-Галерея?» – спросила я постоянного участника ретровыставок. «Салон наглядно продемонстрировал, — ответил Владимир Сергеевич, — что уникальные произведения кузовных ателье и творения инженерного гения вышли за границы временных рамок и превратились в предметы искусства. В России начала формироваться инфраструктура цивилизованного рынка технического антиквариата. С удовольствием окунулся в атмосферу красоты, совершенства и роскоши, аромата эпохи».

А я присмотрела на выставке машину для покупки. Подумала: куплю в последний день выставки. Опоздала. Масштабных моделей экономического чуда BMW 50-х – «кнопки» «Isetta» за 150 рублей уже не осталось.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter