Глядя на легендарные машины, ощущаешь беззащитность жестянок, на которых мы ездим сегодня
Она отгремела уже в шестой раз. Роскошная Олдтаймер – Галерея Ильи Сорокина.
Как всегда, эта выставка старинных автомобилей принимала зрителей в Москве.
Позже Илья Сорокин, организатор выставки, скажет мне, что ему представляются интересные разговоры автомобилей между собой в уединении. «У каждой старинной машины, — говорит он, — было несколько разных хозяев. Они познали всякие дороги. Какие только пересуды в свой адрес им не пришлось пережить! На этих сиденьях сидели, за эти ручки брались, за этот руль держались люди из XIX века. Представляете, первые автомобили рождались и распространялись на их глазах. Они куда-то спешили, кого-то любили, к чему-то стремились… Они ушли, но оставили свои автомобили нам. Мы обязаны их сохранять».
Можно десятки раз видеть на картинках «Hispano-Suiza» первой трети XX века – символ французского изящества, качественный авто высшего класса, но только очутившись с этой голубой мечтой рядом, поймешь, что такое роскошь. Можно знать, что окраска американских «Buick» 40-х годов состояла из 70 операций, а металл был крепче времени — не зря в СССР машины этой марки называли легкими танками. Но лишь увидев нереставрированный оригинал с отколотым куском покрытия, ощутишь беззащитность жестянок, на которых мы ездим сегодня.
Илья Сорокин заметил: «Для меня понятие старинный и настоящий тождественны. Мне не интересны современные автомобили – нечто штампованное, пластмассовое и картонное…»
Приходит понимание, что яркая индивидуальность, которой нам во всем не хватает, не имеет срока давности, ведь это не что иное, как подлинная элегантность. Вот «Aston Martin» с его 80-летней историей. Очевидно, из спортивного автомобиля этой марки не выходят в шортах и кроссовках. Благодаря встречам с безупречной классикой постепенно осознаешь, что настоящая роскошь – это не просто владение дорогими автомобилями, а стиль жизни.
Владимир Берберов, энтузиаст автомобильной истории из Минска, не пропустил ни одной галереи. Встретившись со мной в зале, воскликнул: «Это уровень!» Похвальным аккордом прозвучала его оценка реставрации просмотренных образцов. Такого точного восстановления он добивается, работая над автобусом 50-х годов ПАЗ-651.
На шестой галерее, по словам Ильи Сорокина, выставлено 150 машин. Подавляющее большинство этого великолепия, увы, не российская, а зарубежная реставрация. Ему вообще представляется, что восстанавливать старинную технику в России – это подвиг. «Исторические автомобили, — продолжает он, — находятся в таком состоянии, будто только что выехали из ворот автозаводов, теперь покупаются частными фирмами или отдельными бизнесменами на западных аукционах, на ретровыставках и, подобно коллекции яиц Фаберже, возвращаются в Россию. Последние ее остатки по цене металлолома были вывезены за рубеж в 90-е годы. И только теперь уже за большие деньги наши граждане начали эту технику покупать и ввозить.
Недавно стало известно, что в Россию прибыл харизматичный «Mercedes-Benz-540K Special Roadcter». Таким образом, наш автомобильный коллекционер за 3,5 миллиона евро приобрел машину, которая делает честь любому музею мира. Российские меценаты, приобретая не просто возрожденную технику, а произведения мирового культурного значения, превращают ее в семейную реликвию».
Некоторые произведения автомобильного искусства не были никак обозначены. Они красовались, гордо и независимо сверкая своим превосходством. Снять таинственность с этих участков я попросила Владимира Михалева, председателя РМОО БФСА «Баретро», члена совета Академии наук и искусств Союза России и Беларуси, друга «Салона старинных и редких автомобилей» Ильи Сорокина. «Как правило, — прокомментировал он, — это автомобили из частных коллекций как отдельных граждан, так и частных компаний. Они демонстрируются здесь по просьбе устроителей и не предназначены для продажи. Могут быть собраны под именем одного клуба и представлять корпоративную коллекцию». — «А какое впечатление на вас произвела VI Олдтаймер-Галерея?» – спросила я постоянного участника ретровыставок. «Салон наглядно продемонстрировал, — ответил Владимир Сергеевич, — что уникальные произведения кузовных ателье и творения инженерного гения вышли за границы временных рамок и превратились в предметы искусства. В России начала формироваться инфраструктура цивилизованного рынка технического антиквариата. С удовольствием окунулся в атмосферу красоты, совершенства и роскоши, аромата эпохи».
А я присмотрела на выставке машину для покупки. Подумала: куплю в последний день выставки. Опоздала. Масштабных моделей экономического чуда BMW 50-х – «кнопки» «Isetta» за 150 рублей уже не осталось.