Какой штраф можно получить за незаконно срубленную елку

За елки штрафы колки

По всем лесным тропам и тропкам Пекалинского заказника, что неподалеку от Смолевичей, Игорь Заливако и Леонид Мороз, сотрудники Минской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, могут пройти с закрытыми глазами. В лесу они бывают часто и совсем не для отдыха – работа такая. В преддверии же Нового года, когда многие из нас так и норовят рубануть заветную елочку под корешок самолично и незаконно, в лесу они, можно сказать, и днюют и ночуют.



— Заготовка деревьев без разрешающего документа абсолютна незаконна и может обернуться штрафом от 5 до 50 базовых величин, — предупреждает Игорь, пока мы едем в заказник.

 

Здесь леса первой группы — рубить их нельзя. Вообще, инспекторы отмечают положительную тенденцию: нарушителей из числа горожан становится меньше. Во-первых, у большинства искусственные елки, во-вторых, штрафы слишком большие. Да и зачем куда-то ехать, когда в городе на каждом углу елочные базары. Другое дело — местные жители и дачники. «Они так примерно, рассуждают: как это, я живу возле леса, а елку в магазине покупать буду. Мой дед здесь рубил, отец рубил, и я буду. А когда говоришь, какой штраф, — просят «простить и отпустить». Но если всех прощать, то скоро елок в лесу не останется», — в этой ситуации Игорь абсолютно не склонен к компромиссу.

 

Останавливаемся на въезде в деревню Зацень. Припаркованная на отшибе машина сразу же вызывает подозрения. Ждем минут двадцать — из леса выходит тучный мужчина, в руках — елка. Увидев людей в форме, хотел дать деру, но потом опомнился: куда бежать, да и зачем, если преступление налицо, точнее на руках.

 

— Я не рубил, в лесу валялась уже готовая. Отошел ноги размять, смотрю — елка лежит. Ну отчего ж не взять-то, — выпалил он первое, что пришло в голову.

 

— А вы всегда ноги с топором разминаете? — иронизирует Игорь, извлекая из планшетки бланки протоколов.

 

Уходит от нас любитель побродить с топором по лесу без елочки и настроения. Семьсот пятьдесят тысяч, как-никак, выложить придется. Так и хочется его догнать и попросить решить простейшую задачку: если елочка, пускай даже самая большая, трехметровая, на городском базаре стоит 80 тысяч, то сколько их можно было бы купить за сумму полученного штрафа?

 

Заливако говорит: взять след елочного браконьера, а тем более поймать его с поличным в такую погоду — большая удача. То ли дело, когда в лесу снег: ну куда ты убежишь, когда за тобой следы тянутся. И все равно редкое дежурство проходит без погони, в том числе и ночью.

 

— Вот в прошлом году один «спринтер» рванул так, что только пятки сверкали. Уже стемнело, а он в белой куртке. Идем по следу — а он в кустах сидит, дрожит. Заяц-беляк эдакий, — смеется Заливако. — А убегают от нас часто. Бросают все: и топор, и елку, и машину, и даже жену.

 

Впрочем, встречаются и особо отчаянные смельчаки. «Вот на днях остановили грузовую машину — внутри елка метров шесть, а документов нет. Оказалось, везли в местный Дом культуры. Тоже штраф заплатили», — вспоминает Леонид Мороз.

 

Купить елку можно и в лесничестве. Это еще дешевле, чем в городе. Можно даже выехать в лес вместе с лесником и самому выбрать дерево. В лесничестве выдадут чек и выпишут билет на заготовку и доставку. Чек нужно иметь при себе, когда везете дерево домой. Это гарантия на случай, если остановят. Кстати, инспекторы это могут сделать даже на трассе.

 

Вдруг Леонид замечает в чаще человека. Я тоже вглядываюсь между деревьями, но ничего не вижу. «Ага, вон идет», — подтверждает Игорь. Глаз у инспекторов наметан, нарушителя видят даже за сотню метров в густом лесу.

 

— На Новый год внуки приедут, вот хотел елочкой их порадовать, — оправдывается дед Федор перед инспекторами.

 

— С одной стороны, понимаем, жалеем, но с другой — это неправильно, лес без разрешения рубить, — не без доли сочувствия к задержанному говорит мне Игорь и все-таки деда Федора решает на первый раз пожалеть – уж больно потерянным и расстроенным старик выглядит, дышит тяжело, как бы от волнения не приключилось чего.

 

Мы едем по разбитой лесной дороге еще метров триста, выскакиваем на опушку, и вот вам здравствуйте — из леса вываливается все тот же дед Федор с… двумя елками.

 

— Ну что тут делать! — разводят руками инспекторы. — Дедуля, ну мы же тебе объясняли, какие сейчас штрафы, а ты опять за свое.

 

— Так соседка, баба Люда, тоже без елки сидит, — видимо, дед Федор понадеялся, что дважды снаряд в одно и то же место не попадет.

 

Попал. И попал по-крупному: минус семьсот пятьдесят тысяч из пенсии — это очень чувствительно. Но это как раз тот случай, когда, как в тех фильмах говорится, ничего личного – закон тогда закон, когда все перед ним равны. Как елочки в лесу, которые благодаря усилиям природоохранителей наш с вами праздник переживут.

Инна ГОРБАТЕНКО

gorbatenko_inna@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter