За что купил, за то и продаю

Георгий Гриц - о выборе стратегии в период экономической нестабильности

Запас карман тянет… Это прочувствовали отечественные промышленники, для которых вопрос, куда сбыть залежавшуюся продукцию, стал настоящей головоломкой. По законам классической экономики, стоит снизить цену, и товар разойдется на ура. И просто, и… сложно. Склад освободится, но в убыток его владельцу. А что делать дальше? Снова запасаться невостребованными товарами? А вдруг спрос не восстановится?! Или не двигаться по цене, а подождать конца кризиса и тогда получить свою законную прибыль? О выборе стратегии в период экономической нестабильности рассказал заместитель директора ГНУ «Центр системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси» кандидат экономических наук Георгий Гриц.

— Георгий Васильевич, как определяется оптимальный уровень прибыльности для различных отраслей экономики?

— Рентабельностью традиционно принято считать соотношение прибыли и затрат. Очевидно, что нормальный уровень тот, который позволяет предприятию не только выпускать продукцию, но и развиваться. В классической экономической теории конкретных нормативов относительно этого показателя нет. Необходимо учитывать множество факторов: динамику роста в отрасли, степень износа оборудования… Скажем, технологии производства электроники за последние годы стремительно шагали вперед. Сделать конкурентоспособную микросхему, плату или процессор на оборудовании 1980-х годов практически невозможно. А, например, торфодобыча развивается не так динамично, технологический процесс менее сложный, соответственно, потребность в инвестициях ниже, а отсюда и более низкий уровень приемлемой рентабельности. В мясомолочной промышленности считается нормальным 10-процентное превышение доходов над затратами, но для белорусских предприятий, которые нуждаются в модернизации, этого недостаточно. В отечественном машиностроении уровень физического старения составляет более 90 %, поэтому для отраслевых предприятий уровень рентабельности в 15—18 % явно будет низким. Хотя на Западе, где производства оборудованы новейшей техникой, это считается нормой.

— Как предприятие может влиять на уровень рентабельности?

— Существует достаточно много способов, но на практике чаще всего используются три: снижение затрат, увеличение стоимости реализуемой продукции, уменьшение цикла оборачиваемости ресурсов. Простые и понятные меры, применять которые в условиях кризиса, к сожалению, становится проблематичным… Белорусская экономика зависит от импортных сырья, материалов и энергоресурсов. При этом предприятия обязывают сохранять численность работников, не снижать им зарплату, т.е. резервов сокращения издержек не очень много. Вопрос повышения стоимости экспортной продукции сегодня даже обсуждать не стоит: в условиях перенасыщенности рынка товарами и снижения спроса это нереально. Поэтому глава государства правильно ставит сегодня задачу повышать эффективность продаж и оборачиваемость ресурсов. Если говорить о среднесрочной перспективе, это фактически единственный резерв для белорусской экономики. Что касается выхода на рынки с новой продукцией, то инвестиционный цикл в промышленности в среднем составляет 5—7 лет, и дилетантство считать, что уже в следующем году мы сможем представить зарубежным потребителям действительно новинки. Сегодня многие говорят о скором наступлении стабилизации, но правильнее будет констатировать закрепление на определенной позиции. И в этой ситуации необходимо сконцентрировать усилия на сохранении стабильности в финансовой сфере, консолидации ресурсов. Да, пока мы проедаем резервы, но благо есть что проедать. Если сохранить стабильность денежно-кредитного рынка, в том числе за счет внешних заимствований, то при наличии какого-то уникального продукта, прорывных технологий можно уменьшить инвестиционный цикл до 2—3 лет. Но эту работу надо начинать уже сегодня, при этом просто переждать кризис вряд ли получится…

— А насколько реально влиять на цены основных экспортных белорусских товаров?

— Основной поток экспорта фактически формируют 10 позиций. В первой тройке — нефтепродукты, калийные удобрения и черные металлы, цены на которые определяет мировой рынок. И они сегодня далеко не в нашу пользу. И только на четвертом месте — грузовые автомобили, технологическая продукция, на стоимость которой можно влиять. Но в затратах на производство автомобильной техники достаточно велика импортная составляющая, а кроме того, эта продукция ориентирована на российский рынок, где и спрос упал значительно, и происходит переориентация на собственных производителей. Поэтому нет ничего удивительного, что экспорт серьезно «просел», это было вполне предсказуемо. И если посмотреть на основных налогоплательщиков, то это «Беларуськалий», «Нафтан», и среди них единственное предприятие «Белтрансгаз», которое в меньшей степени зависит от спроса на внешнем рынке. В топ-20 компаний, участвующих в формировании белорусского бюджета, нет ни одного машиностроительного предприятия.

— Многие страны, в том числе и Беларусь, сегодня начинают ориентироваться на внутренний рынок…

— Действительно, такой приоритет обозначен, но у белорусского населения, по нашим оценкам, нет тех миллиардов «в кубышках», о которых говорят банкиры и которые надеются заполучить отечественные производители. Существует мнение, что падающий экспорт может компенсировать строительная отрасль, но квартиры продаются слабо, даже по себестоимости. Те, у кого реально есть деньги, давно купили себе жилье, построили загородные коттеджи. И еще большой вопрос, будут ли владельцы новых квартир покупать белорусскую технику, мебель. В экономике есть такое понятие, как межотраслевой баланс: например, можно просчитать, как повлияет вложение 1 доллара в строительство жилья на развитие нефтехимии, производство стройматериалов, сферы услуг… В мировой экономической теории создана соответствующая методология, но у нас такие исследования не проводятся.

— И все же как помочь белорусским предприятиям выйти на более эффективную работу?

— Ту продукцию, которая сегодня лежит на складах, реализовать с выгодой вряд ли возможно. А в дальнейшем мы так или иначе подходим к необходимости антикризисного управления, которое, к сожалению, предполагает непопулярные меры. При этом надо решать и социальные проблемы, но делать это адресно, отказываясь от поддержки всех. Например, в Германии и в США уволенным работникам 5 месяцев выплачивают полную зарплату, потом столько же времени — половину. У нас опыт адресной поддержки тоже есть, правда, в другой сфере: имею в виду республиканские «Дожинки». Если бы средства, выделенные на их проведение, разделили на все малые города, такого эффекта бы не получили. На самом деле в отечественной экономике около 150 предприятий, которые формируют 40 % бюджета, и при необходимости можно даже перейти на ручное управление ими.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter