В Брестской области пустует более 2.700 садовых участков, у которых есть хозяева

За бурьяном ничего не видно

В нелегкие девяностые, кажется, только ленивый не обзаводился собственным садовым участком. И отнюдь не забавы ради. Знаю многих, кого в те годы дачи кормили круглый год в прямом смысле слова. Но прошло время, и ситуация кардинально изменилась. Сегодня свежие овощи доступны даже зимой, причем покупать их выгоднее, чем выращивать самим. Так что многим загородные «фазенды» стали не нужны. Однако отдавать кровные «сотки» государству владельцы не торопятся. Например, в Брестской области только по данным районных землеустроительных служб неиспользуемых участков насчитывается свыше 2.200. Более 200 собственников землеустроители не могут даже разыскать. А недавно Комитет госконтроля выявил еще 486 неиспользуемых участков. Сверх тех, что насчитали райисполкомы. А ведь проверяли далеко не все садоводческие товарищества...

Андрей Ковальчук на одном из неиспользуемых участков

Заброшенные огороды можно встретить как в глубинке, так и недалеко от областного центра. С сотрудниками Комитета госконтроля отправляемся в Брестский район. Выехав за город, через 15 минут проезжаем деревню Прилуки, рядом с которой товарищество «Золотой корень». Место отличное: несколько подъездов и совсем не далеко от трассы. Однако пустующие участки видно сразу. Рядом с аккуратным домиком и выкошенным двором — заросшая сорняком площадка. Максимум две–три яблони или пару кустов смородины... Главный специалист КГК Брестской области Андрей Ковальчук говорит, что такие пустыри тут повсеместно:

— Их более ста, не используется 29. А по информации землеустроительной службы Брестского района, свободных участков нет.

Еще более удручающая картина в нескольких километрах отсюда, в товариществе «Досуг Збунин». Там проще подсчитать, сколько земли обработано, чем искать заброшенные дачи. Из 91 участка пустует 57. Между тем ситуация характерна для всего региона, говорит Андрей Ковальчук:

— Мы изучили Малоритский, Барановичский, Дрогичинский, Лунинецкий, Ганцевичский и Ивацевичский районы. Конечно, проверяли далеко не все товарищества, но, даже исходя из увиденного, ясно: пустует очень много земель. Например, в Малоритском районе в товариществе «Медик» из 120 участков заброшено 50 — почти половина. Под Дрогичином в товариществе «Лесное» не используется 20 участков из 51. А это более гектара земли.

По сути, увещевать бесхозяйственных владельцев в первую очередь должно руководство товариществ. Но здесь есть подводные камни, из–за которых на проблеме проще не акцентировать внимание. Например, председатель «Золотого корня» Людмила Черкашина говорит, что в действительности у нее в ведении не 29 неиспользуемых участков, а всего несколько:

— Многие хозяева застраиваются, обрабатывают землю и ставят ограждения. Нельзя сказать, что участки запущены. Есть 3 – 4 заброшенных еще в 90–е годы.

Вопрос, правда, в том, что понимать под словом «обрабатывают». Начальник землеустроительной службы Брестского райисполкома Сергей Гульцов объясняет, что по законодательству, если на участке есть ягодные кустарники или плодовые деревья, но он зарос бурьяном, — бесхозным его уже назвать нельзя:

— Владелец занимается садоводством, изъять у него ничего не получится, иначе он придет в суд и скажет: на каком основании забрали участок, если там растет вишня или яблоня? А бурьян — это сорная растительность, которую он должен скосить. Мы после проверки даем предписание привести в порядок землю. Хозяин приезжает, выкашивает. А приедешь к нему по весне — все опять заросло...

Контроль за использованием земель лежит в первую очередь на правлении товарищества, но на председателя силой не надавишь. Должность эта выборная, и если даже один раз привлечь его к административной ответственности, то человек запросто может снять с себя полномочия. Да и сил у землеустроителей на подробную инвентаризацию просто нет. В Брестском районе, к примеру, 247 товариществ, а по области — десятки тысяч. Впрочем, начальник землеустроительной службы Брестского облисполкома Анатолий Красненков и смысла особого в стопроцентном мониторинге не видит:

— Если эту кропотливую работу проводить — нужен результат. Какой? Сегодня у нас свободных от хозяев участков много, и они не востребованы. Изымем пустующие у собственников — дополним их список. Так землепользователь хотя бы платит налог. А что делать с бесхозным пустырем? СПК отдельный участок в садоводческом товариществе не нужен — трактор туда не пустишь... Так что появится на загородные участки очередной спрос — будет и предложение, а пока с этой ситуацией нужно смириться.

И все–таки, надеюсь, не риторический вопрос остается: неужели мы настолько богаты, что можем разбрасываться сотнями гектаров земли, пусть и в виде разрозненных участков?


Фото автора.

Советская Белоруссия № 3 (24633). Пятница, 9 января 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter