Сегодня у нас немало ребят, которые, еще будучи подростками начинают выстраивать свою карьерную лестницу...

Юное лицо бизнеса

Сегодня у нас немало ребят, которые, еще будучи подростками начинают выстраивать свою карьерную лестницу...

Работодатели шутят: никогда люди не бывают так близки к совершенству, как при заполнении анкеты на очередную вакансию. Причем уже давно самым ценным качеством соискателя стало не наличие многочисленных корочек, а исключительно практические навыки. Вопрос: где и как их выработать? А почему бы не начать прямо со школы? Сегодня у нас немало ребят, которые, еще будучи подростками, ступенька за ступенькой начинают выстраивать свою карьерную лестницу.


Работать никогда не рано?


Дети должны осознавать цену денег, спору нет. Приучить к труду, конечно, в первую очередь должны в семье. А дальше? Сегодня ведь как: нет тебе 18 — профессиональный выбор невелик. Вот Министерство образования и вышло недавно к Министерству труда и социальной защиты с предложением расширить перечень работ, которые можно доверить подросткам 14 — 18 лет.


По мнению Раисы Сидоренко, начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования, увеличить ассортимент вакансий для школьников можно за счет отдельных видов неквалифицированного ручного труда на предприятиях. Как вариант, ОАО «Камволь» могло бы предоставлять места чистильщиков тканей. Работа несложная и не требует особых навыков: нужно вручную очищать готовые полотна от катышков, ниток и мусора. Нашлось бы место для подростков и на сборочных производствах. Почему бы не выделить несколько вакансий, скажем, на ОАО «Мотовело»? Здесь же есть виды работ, которые подразумевают нехитрую сборку деталей. И уж точно не только полезно, но и интересно было бы школьникам приложить свои силы к изготовлению сувениров или применить компьютерные навыки как администраторам сайтов учреждений образования, или попробовать себя в роли промоутеров рекламных акций. А разве 16 — 18–летний школяр не способен справиться с ролью лаборанта, секретаря–делопроизводителя, в чьи обязанности входят всего–то набор документов и прием телефонных звонков? Не говоря уже о стезе курьера, расклейщика объявлений, распространителя флаеров, мерчендайзера... Вот вам и неплохой опыт для будущего резюме.


Предпринимателями становятся


Надо отдать должное, многие школьники сегодня не ждут у моря погоды и руководствуются принципом Хемингуэя: «Никогда не бойся действовать!» Отсюда и энтузиазм в развитии бизнес–компаний. «Удочку» в руки ребятам дают взрослые, а дальше как пойдет. Тут надо и процесс организовать, и взаимоотношения в коллективе выстроить, и пропиарить дело рук своих. Многие школьные бизнес–компании сегодня специализируются на сувенирах. Еще юные предприниматели пробуют свои силы в выращивании овощей и цветов. Только в Минской области за 6 месяцев этого года доход от работы таких бизнес–компаний составил 60 миллиардов рублей. Особый восторг вызвал проект несвижских школьников. Юные бизнесмены превратили свои увлечения в заработок: сделали ставку на рекламные ролики, занимаются полиграфическим дизайном, организацией и проведением праздников, за что и получают деньги. Теперь им предлагает сотрудничество даже министр образования и науки Армении. Согласитесь, неплохой шаг в самореализации.


Но самым раскрученным проектом года стала бизнес–компания «Меркурий» в поселке Рассвет Клецкого района, где специализируются на... вениках. Пиару местной продукции можно, как говорится, аплодировать стоя: «Приобретая метелки у нас, вы избавляетесь от таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, радикулит». Директор школы Сергей Дубман говорит, что вся работа бизнес–компании направлена на экологию:


— Ведь в ход идут продукты очистки леса, санитарной вырубки берез, сосен, дубов. Можно сказать, в проекте задействованы все 113 учеников нашей школы: младшие классы срывают листочки, старшие — веточки, самые старшие вяжут веники.


Впрочем, вениками здесь не ограничились. На заказ делают беседки для дач, как раз сейчас работают над четырьмя. Своей же продукцией оборудовали зоны отдыха вокруг учебного заведения. Еще одно направление — овощи. Из выращенных собственными руками моркови, свеклы, картофеля, кабачков, лука, капусты готовят обеды в школьной столовой, что дает возможность ребятам питаться бесплатно. Часть продукции идет в детские сады и на продажу. Через бизнес–компанию продают и яблоки из школьного сада. Результат? За три года работы выручка компании — около 8,5 тысячи долларов.


Прямая речь


Наталья Шаппо, председатель ОО «Центр поддержки и развития юношеского предпринимательства»:


— Сегодня мы видим огромный зазор между требованиями отраслей экономики и тем, что дает студентам бизнес–образование. Рынок нуждается в профессионалах–практиках, обладающих экономическим и стратегическим мышлением, умеющих управлять личными финансами, владеющих информационными технологиями, способных принимать решения, брать на себя ответственность, проявлять качества лидера. Сейчас у нас в стране сложились предпосылки для создания универсальной модели взаимодействия учреждений образования, общественных организаций и делового сообщества. Совместно с Ассоциацией белорусских банков, Республиканской конфедерацией предпринимательства, Минским государственным дворцом детей и молодежи и при поддержке Минобразования и управления предпринимательства Мингорисполкома мы уже несколько лет успешно осваиваем интересные проекты, которые помогают ребятам развивать экономическое мышление и повышают их финансовую грамотность. В этом списке Республиканский фестиваль по экономике и предпринимательству среди старшеклассников и учащихся колледжей «Лестница успеха», «Ярмарка школьных бизнес–компаний», интернет–проект для студентов «Начинающий инвестор»... Согласитесь, практика куда эффективнее сухой теории.


Кстати


Говорят, мечтаешь быть успешным – заработай имя, а там и деньги появятся. Для самореализации сегодня огромное количество возможностей. Хочешь, чтобы твою идею заметили – интернет в помощь: появляются площадки, где можно и себя показать, и как другие раскручивают проекты посмотреть. Яркий пример – молодая белорусcкая некоммерческая интернет-платформа Talaka.by. Площадка, где засветить свою социально значимую идею может каждый. Бесплатно. Получается такой социальный бизнес от молодых, смелых и креативных. «СБ» поинтересовалась у руководителя и основателя проекта Евгения Клишевича: может ли школьная компания помочь шагнуть к серьезному предпринимательству?


- Если базовые знания прививаются со школьного возраста – это скорее положительный тренд. Почему бы ребенку не примерить на себя образ менеджера или участника проекта? В будущем это много кому может пригодиться, ровно как и знание таблицы умножения. Думаю, нам было бы интересно в будущем посотрудничать с подобными инициативами. Страна у нас хоть относительно небольшая, тем не менее социально значимая идея всегда может найти группу единомышленников. Важно, чтобы люди находили друг друга и могли совместными силами браться за реализацию. Среди пользователей нашей платформы люди всех возрастов – от подростков до пенсионеров. Проекты тоже очень разные – от реставрации каплички до заполнения «Википедии» фактами про Беларусь. Значит, людям не все равно, что происходит вокруг. Поэтому сейчас наша задача – сделать платформу максимально удобной для каждого человека и собрать на ней большое количество небезразличных людей. Мы создаем, что называется "Кропку збору неабыякавых людзей". Как это работает сегодня? Люди, которые размещают у нас свои проекты, ищут помощи. И эту помощь они получают на всех этапах: в нашей команде есть проектный консультант, который оказывает автору помощь на этапе оформления и предъявления общественности проекта, мы информационно поддерживаем социально значимые проекты, чтобы люди узнавали про них и могли присоединяться к реализации. Наш основной принцип – решение вопросов совместными силами.


Советская Белоруссия №207 (24344). Пятница, 1 ноября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter