В Брюсселе к работе приступил новый состав Еврокомиссии во главе с Жан–Клодом Юнкером

Юнкер и его комиссары

К работе приступил новый состав Еврокомиссии
В Брюсселе новые лица: к работе приступил новый состав Еврокомиссии во главе с Жан–Клодом Юнкером. Многие называют его «федералистом», подчеркивая стремление унифицировать законы, по которым живут отдельные страны Евросоюза. Сам господин Юнкер (о котором еще говорят, что он обладает самыми обширными политическими связями в Европе и что на него не давит ни авторитет Ангелы Меркель, ни Франсуа Олланда) определений себе не дает, хотя, наверное, не отказался бы от лавров реформатора и «второго Жака Делора», как некоторые поспешили его назвать. Жак Делор, возглавлявший Еврокомиссию в 1980–х, запустил широкомасштабные реформы, и Жан–Клод Юнкер планирует сделать то же самое. Другой вопрос, что во времена Делора Евросоюз был меньше и поворотливее. Сегодня влияние Еврокомиссии, бывшей до недавнего времени самой авторитетной управляющей структурой Евросоюза, уменьшается, а влияние Совета Евросоюза и Европарламента растет.

Приоритеты комиссии Юнкера — уменьшение бюрократии и экономический рост. Но сегодня в составе ЕС 28 государств и на согласование любого вопроса уходит огромное количество времени. Европейская бюрократия — понятие почти нарицательное и неспроста только в аппарате Еврокомиссии работают 35 тысяч (!) человек, все — с хорошими зарплатами и внушительными социальными пакетами. Еврокомиссары меняются, но чиновники чаще всего — нет. Как сделать поворотливым и эффективным аппарат, который больше всего заинтересован в консервации самого себя? И возможно ли это в принципе? Юнкер пробует: разделил 28 еврокомиссаров (по одному от каждой страны–участницы) на два уровня: семь вице–председателей будут курировать работу остальных 20. Такая управленческая структура появилась впервые, и на нее возлагают большие надежды. «Новый состав Еврокомиссии — это не только возможность, но и обязательство как можно быстрее приступить к работе, — заявляет Юнкер. — Перед нами стоят геополитические вызовы. Мы должны оздоровить экономику. Мы должны построить единую Европу, которая обеспечит экономический рост и рабочие места для граждан».

Другой важный вопрос, с которым неизбежно придется столкнуться новому составу Еврокомиссии и ее председателю, — центробежные силы в ЕС и рост скептицизма в отношении жизнеспособности европейского проекта. Юнкеру придется убеждать британцев и венгров, что объединенная Европа — в их интересах (а они сомневаются). Лидер британских евроскептиков Найджел Фарадж, имеющий очень приличные рейтинги популярности, заявляет, что этот состав Еврокомиссии будет «последним, который дает указания Британии». А пока Великобритания и другие страны требуют отдать больше власти на места — расширить список вопросов, решения по которым могут принимать национальные правительства. Такое обещание дано, и одна из главных задач, которые стоят перед первым вице–президентом Франсом Тиммермансом, — следить за тем, чтобы Еврокомиссия не занималась вопросами, которые могут решать национальные правительства.

«Граждане теряют веру», — говорит Юнкер и обещает в течение двух месяцев создать инвестиционный фонд размером 300 млрд. евро, необходимый для достижения экономического роста. И пока консерваторы в Европарламенте спрашивают, где такие деньжищи взять (Меркель уже ответила: от частных инвесторов), либералы боятся, что их не хватит. Инвестиции жизненно необходимы Европе для восстановления экономического роста и создания новых рабочих мест. Отдавая должное своей консервативной соратнице Ангеле Меркель (без одобрения которой, говорят, предыдущий председатель Еврокомиссии Жозе–Мануэл Баррозу не принимал ни одного значительного решения), Юнкер призвал правительства еврозоны сокращать дефицит. Франция и Италия предлагают принципиально иной выход из кризиса — больше тратить. В связи с этим примечательно, что новым комиссаром по экономическим и финансовым вопросам, налогам и таможне стал Пьер Московичи, который, будучи министром финансов Франции, не смог удержать дефицит бюджета в рамках заданного ЕС. Поэтому его полномочия ограничили (поговаривают, на этом настояла все та же Меркель): он не сможет принимать решения без согласия вице–председателя Юрки Катайнена.

Многие эксперты сходятся во мнении, что следующие пять лет (а именно на столько выбрана комиссия под руководством Юнкера) будут решающими для всего Европейского союза, который может прекратить существование в своем нынешнем виде, если из него выйдут, например, Великобритания или Венгрия, или, наоборот, укрепить позиции, если сможет преодолеть экономические и бюрократические трудности. Юнкер говорит, что «пора засучить рукава и взяться за работу». Удачи ему.

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия №211 (24592). Вторник, 4 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter