Юбилей как повод для делового разговора

Ученые обсудили задачи науки в развитии карьерной техники

Такую возможность подарил коллегам Павел Мариев

Поднять за пятилетку объемы производства карьерной техники на 250—300 % — такая сложная задача стоит не только перед Белорусским автомобильным заводом, но и перед наукой, которая должна обеспечить этот прорыв. Более того, без науки амбициозная цель в принципе не имеет смысла, так как наращивать производство есть резон только тогда, когда достигается высокая конкурентоспособность выпускаемых самосвалов и, соответственно, растет спрос.

Еще 10 лет назад, создавая Научно-технический центр «НАН-БелАЗ», призванный вести и координировать инновационный поиск, все это прекрасно понимал Павел МАРИЕВ (на снимке), работавший тогда генеральным директором ПО «БелАЗ». Именно при нем ставка на сотрудничество с наукой стала определяющим фактором технической политики предприятия.

О том, какое влияние на уровень белорусской карьерной техники оказала отечественная наука и какие задачи стоят перед ней, шел разговор на расширенном заседании ученого совета Объединенного института машиностроения НАН Беларуси, посвященном 75-летию Павла Мариева — Героя Беларуси, доктора технических наук, директора научно-технического центра «Карьерная техника», входящего в состав академического института. Силами возглавляемого им исследовательского подразделения, располагающего тремя современными лабораториями, сегодня совместно с предприятием разрабатываются долговечные конструкционные материалы, системы диагностики и электрические трансмиссии для БелАЗа.

Да, заседание было по торжественному случаю, с обилием цветов и теплых слов в адрес юбиляра. Но был и серьезный разговор, преимущественно о производственных и научных проблемах, связанных с белорусскими самосвалами. Ведь для виновника торжества, отдавшего автозаводу полсотни лет, это сама жизнь. И если в зале собрались ученые, производственники и представители органов государственного управления — все, кто так же, как и он, болеет за любимое дело, то, с их точки зрения, было бы правильно сполна использовать хорошую возможность, чтобы обсудить насущные проблемы и подвести итоги сотрудничества науки и производства.

Конкурентоспособность карьерных гигантов складывается вроде бы из мелочей. Вот, например, учеными Объединенного института машиностроения НАН Беларуси была разработана новая марка стали для зубчатых колес, придумана принципиально новая термообработка для изделий из нее. Но в результате использования этих новинок ресурс редуктора мотор-колес карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности увеличился в 7—10 раз!

Еще одна новая марка стали, предложенная учеными при непосредственном участии Павла Лукьяновича, решила проблему высоконагруженных отливок. Литосварные рамы новых БелАЗов теперь не боятся циклических нагрузок при низких температурах, а потому обеспечивают отечественной технике безремонтный пробег рам до 1 миллиона километров.

Примером совместного с заводскими специалистами решения наукоемких задач по повышению конкурентоспособности карьерной техники может служить создание в Объединенном институте машиностроения бортовой микропроцессорной системы вибромониторинга редукторов мотор-колес 130-тонных самосвалов. Ее опытный образец уже создан, проведены лабораторные и карьерные испытания, и на этот год запланирована установка новинки на серийные машины.

Примером грамотного подхода к определению требований к перспективной технике может служить разработка под руководством Павла Мариева научных основ создания погрузочно-транспортных машин нового поколения, предназначенных для работы в глубоких и сверхглубоких карьерах. Дело в том, что полезные ископаемые на планете, которые залегали близко к по-верхности, уже выработаны. И если в 2010 году глубина карьеров достигала 600 метров, то в 2015-м прогнозируется увеличение открытых выработок до 800 метров, а к 2020-му — до 1 километра. Соответственно, растут и уклоны дорог, по которым передвигается техника. Сегодняшние карьерные самосвалы работают на пределе возможностей. Поэтому уже нынче белорусские конструкторы получили от науки все результаты расчетных исследований, которые позволяют создавать машины, способные сохранять устойчивость, управляемость и обладать достаточно надежными тормозами, чтобы работать при уклонах карьерного серпантина до 30 %. А поскольку на некоторых карьерах новые требования к технике жизнь предъявит уже буквально завтра, то у науки готовы и рекомендации по модернизации существующих самосвалов.

В ближайшие годы отечественная наука, сопровождающая белорусскую карьерную технику, будет ориентирована также на увеличение ресурса самосвалов большой грузоподъемности до 600—700 тысяч километров пробега, а машин особо большой грузоподъемности — до 1 миллиона километров, без проведения их капитальных ремонтов. Предстоит освоить новые средства диагностики для машин особо большой грузоподъемности. Среди важнейших задач отмечается также необходимость совершенствования литейного производства, что позволит сократить импорт заготовок.

В рамках подпрограммы «Карьерная техника», бюджетных программ других уровней и прямых договоров с ОАО «БелАЗ» в ближайшее время будет создана гидродинамическая трансмиссия планетарного типа мощностью до 800 лошадиных сил с обеспечением ресурса не менее 750 тысяч километров. Для повышения конкурентоспособности отечественной техники это будет настоящий прорыв, так как выпускаемые ныне подобные узлы выдерживают только 300 тысяч километров пробега.

Особые надежды автомобилестроители возлагают также на разработку методик виртуального моделирования работы самосвала, исследование и оптимизацию его характеристик с помощью компьютерных технологий и автоматизированных стендов, создание новых смазочных материалов, систем охлаждения двигателей и шасси, других новшеств. Все эти решения, рождающиеся в научных лабораториях, должны еще более укрепить авторитет белорусской марки на мировом рынке, способствовать продвижению отечественных карьерных самосвалов в новые регионы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter