Язык до импорта доведет

Выход отечественных компаний на внешние рынки станет более активным

В ближайшие годы выход отечественных компаний на внешние рынки станет более активным

Малый и средний бизнес сегодня имеет хорошую возможность не только нарастить экспорт, но и привлечь частный иностранный капитал и технологии в производство, а также получить международное признание. Осваивая новые рынки сбыта, многие компании забывают о такой организации, как ООН. Вместе с тем в прошлом году через ее систему закупок было приобретено товаров и услуг на сумму более $ 3,5 миллиарда. Сейчас только на продукты питания и лекарственные средства и услуги Экономический совет Организации Объединенных Наций тратит около $ 14 миллиардов. Эксперты отмечают: участвуя в тендерах, белорусские производители должны проявлять большую активность.

Примеры сотрудничества отечественных предприятий-экспортеров с организациями ООН уже есть. В качестве официальных поставщиков в свое время были зарегистрированы крупные предприятия тяжелой промышленности. Сегодня в системе службы закупок ООН представлены около 80 белорусских компаний – производители бытовой техники, мебели и другие. Вместе с тем эксперты констатируют: это количество не соответствует экспортным возможностям Беларуси. Кстати, среди товаров, закупаемых ООН, важную позицию занимает продовольствие: мясо, рыба, фрукты, овощи, масло, растительные и животные жиры, молочные и мучные продукты, крахмал и изделия из крахмала. А ведь по многим из этих позиций Беларусь – в двадцатке ведущих экспортеров мира.

Причины, по которым отечественные компании выглядят вялыми и пассивными при участии в закупках ООН – отсутствие у многих международных стандартов качества и незнание иностранного языка. В Министерстве иностранных дел Беларуси отмечают: сейчас в республике активно ведется переаттестация маркетологов, которые должны владеть иностранными языками. Здесь надеются, что через год-два перед предприятиями не будет языковых барьеров, чтобы участвовать в подобных тендерах. По мнению заместителя министра иностранных дел Андрея Евдоченко, система закупок ООН может быть интересна в Беларуси для малого и среднего бизнеса, так как объемы закупок оцениваются в десятки и сотни тысяч долларов. Это может стать важной составляющей для экспортной деятельности белорусских предприятий, подчеркнул эксперт. По словам представителя Департамента закупок ООН Наташи Фернандез, основные требования, предъявляемые ООН к поставщикам, — соответствие товаров и услуг потребностям организации, опыт в сфере международной деловой практики и финансовая стабильность компании.

Директор РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» Борис Смолкин уверен: для отечественных производителей участие в тендерах, объявленных ООН, представляет собой выход на огромный рынок сбыта товаров, работ и услуг. Большой спрос сегодня отмечается на компьютерную технику, офисное оборудование, мебель, проектные услуги, инженерные работы, информационные технологии.

Разнообразен и рынок услуг, востребованных ООН: грузовые, морские, железнодорожные перевозки, экспедиторские услуги, складирование и логистика, а также страховые, юридические, финансовые услуги.

-------------------------------------

Кстати

Основными поставщиками товаров и услуг в ООН являются не транснациональные корпорации, а предприятия малого и среднего бизнеса. Это в полной мере соответствует проводимой в организации политике защиты прав и интересов таких компаний, препятствующей оказанию давления на них со стороны крупных участников мирового рынка. Стоимость подавляющего большинства заключенных контрактов невелика – всего $ 20 тысяч каждый. Ежегодно таких контрактов заключается примерно 135 тысяч. Крупные закупки – на сумму свыше $1 миллиона – составляют не более 2 % заказов.

Лидером по поставкам товаров и услуг для нужд миротворческих миссий ООН по итогам 2009 года была Россия (16 %). Второе место заняли США – 12,4 %, третье – Судан (чуть менее 12 %). Помимо России, среди государств СНГ наиболее активными поставщиками товаров и услуг являются Украина (в 2009 году было поставлено товаров и услуг на сумму около $ 71 миллиона) и Казахстан ($ 23 миллиона).

Основными позициями закупок в прошлом году были: архитектурно-строительные услуги (24,5 %), услуги авиатранспорта (22,1 %), продукты нефтехимической промышленности (6,5 %), услуги фрахта и доставки грузов (6,1 %), продукты питания и столовое оборудование (5,8 %), автотранспорт, запчасти и оборудование (5,0 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter