Ярмарки снизят цену на картофель

На внутреннем рынке возник ажиотажный спрос на белорусскую бульбу

Так считает начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана Скиндер

Закончилось лето, а с ним ушла и черника, которая в нынешнем году благодаря заготовителям позволила существенно нарастить экспортные объемы. Подходит к завершению сезон яблок, как никогда рано он перетек в картофельную «пору». Правда, не обошлось без некоторых потрясений. Аномальная погода сделала «аномальными» цены на многую продукцию. Однако испытав первый шок, население с усердием принялось закупать продовольствие на зиму. У начальника управления заготовок Белкоопсоюза Оксаны СКИНДЕР в такую горячую пору телефон не смолкает. На проводе то Башкортостан, то иной российский регион, который интересуется поставками белорусской бульбы.

— Оксана Ивановна, вижу, Россия активизировалась, значит, белорусский картофель по-прежнему в почете?

— Действительно, интерес к нашему картофелю есть, хотя не обошлось без некоторых вопросов по ценам. В начале сезона планировалось, что килограмм картофеля без НДС обойдется в 12 российских рублей, на момент принятия решения — 1200 белорусских рублей. Сегодня курс денежной единицы наших соседей немного упал, но мы по-прежнему реализуем картофель не ниже 1200 белорусских рублей. Да, многие россияне еще не привыкли к цене в 12,3—12,5 российских рубля за килограмм без учета транспортных расходов. Там помнят прошлогодние 6—7 рублей с учетом доставки за счет белорусской стороны. Между тем килограмм белорусской картошки с учетом транспортных расходов обходится уже сегодня более чем в 14,7—15,5 российских рубля в зависимости от региона.

— Слышал, вам удалось с фантастической расторопностью реализовать картофель на ярмарке в Татарстане, а какие регионы еще интересовались нашим вторым хлебом?

— В Татарстане нашу продукцию раскупили за два дня. За нее предлагали от 17 до 22 российских рублей, тем не менее люди внимательно рассматривали номера машин, а убедившись, что картофель именно из Беларуси, активно раскупали его. К нам приезжали делегации из Липецка, Москвы, Санкт-Петербурга, Мордовии, Башкортостана. Кроме России, белорусской картошкой интересуются Молдова и Украина.

— Как вы в целом оцениваете качество картофеля урожая 2010 года?

— Все прекрасно понимают, что массовая уборка только началась. На межсезонный период в хранилища закладывают поздние сорта картофеля. По информации Минсельхозпрода, в сельхозорганизациях урожайность по стране 220 центнеров с гектара – это средний показатель. Однако вопросы с качеством есть даже у аграриев, потому что ранние сорта картофеля попали под дождь. По поздним сортам урожайность подтверждается. Хотя массовая копка не началась, но по первым оценкам качество должно быть неплохим.

— Что касается общего объема заготовок, то в этом году цифры по некоторым культурам благодаря погоде разительно отличаются. Озвучьте, пожалуйста, их.

— По оперативным данным на 14 сентября заготовлено уже 107 тысяч тонн яблок. Это выше среднегодовых объемов заготовок за последние пять лет. Закуплено 2,3 тысячи тонн томатов у населения. Мы идем с положительной динамикой – 104 % к аналогичной дате прошлого года. Продолжается работа по заготовке огурцов и капусты. Активно закупаем красную рябину – уже взяли 220 тонн, что в 2,9 раза выше уровня прошлого года. Закуплено 400 тонн черноплодной рябины. Заинтересованы мы в заготовке грибов. Пошли белые, встречаются даже маслята и опята, но в основном идут подосиновики и подберезовики. Организации Белкоопсоюза закупили 95 тонн грибов, причем динамика растет последние недели полторы, что говорит о том, что грибная пора уже началась.

Что касается картофеля, закуплено 15 тысяч тонн – или 190 % к аналогичной дате прошлого года. Ведется накопление остатков для формирования отгрузочных партий картофеля на экспорт. Это примерно 4,7 тыс. тонн.

— У заготовителей свои секреты общения с населением. Насколько они действенны?

— Работа с населением – долгий и продолжительный этап, который не характеризуется только заготовкой картофеля и яблок. Он начинается ранней весной, а в текущем году уже в зимний период, продолжается при подготовке к сезону закупки садовой земляники и дикорастущей продукции. За первой волной следуют — заготовка огурцов, а после — яблок, картофеля, грибов, клюквы и овощей.

В преддверии заготовительного сезона проводилась целенаправленная работа по набору внештатных заготовителей (2,5 тысячи из 3,2 тысячи, работающих в системе), по отработке приемозаготовительных пунктов (860). К работе по закупкам подключено порядка 9 тысяч магазинов, расположенных в сельской местности. Привлечен практически весь имеющийся в системе потребкооперации транспорт, для каждого заготовителя составлен маршрут сбора продукции, разработан план информирования населения (путем подворных обходов, бесед с населением).

При этом обследовано 902 тысячи дворов, или 83 % от общего числа подворий. Заключено 49 тысяч договоров с личными подсобными хозяйствами граждан на закупку картофеля, овощей, фруктов, дикорастущей продукции, мяса и вторичного сырья. Такая работа ведется беспрерывно.

Мы постоянно и массово информируем население в средствах массовой информации как на районном уровне, так и на областном и республиканском о своей работе: что и где закупаем, по каким ценам и на каких условиях. В каждом райпо созданы телефоны для справок. Их номера на доске покупателя есть в любом магазине. Там же можно заказать и транспорт.

— Чтобы закупить продукцию осенью, нужно предложить саженцы и рассаду весной, не так ли?

— Весной, в преддверии сезона заготовок, мы участвовали в сельскохозяйственных ярмарках, организовывая продажу семян, саженцев, минеральных удобрений, средств защиты растений, полиэтиленовой пленки для парников и теплиц, хозинвентаря и т.д.

Продали населению 700 тонн семенного картофеля. Брали его в хозяйствах, которые занимаются производством семенного картофеля элитных сортов и суперэлиты, а также в НИИ картофелеводства, с которым не первый год работаем вплотную. Реализовывали лук-севок, причем в Гомельской области у нас заключены договора и с фермерскими хозяйствами, и с населением на выращивание лука на заказ под гарантированный сбыт. Мы предоставляем им семена, а они нам осенью возвращают урожай.

Сейчас снова начинаем проводить и участвовать в сельскохозяйственных ярмарках. Для осенней посадки будем предлагать саженцы, рассаду земляники садовой. Минск начал проводить ярмарки с 7 сентября и планирует их завершить 30 ноября. Параллельно начнутся централизованные ярмарки в городах областного подчинения и типа. Практически в каждом районе организованы ярмарки выходного дня, которые традиционно начинаются со второй половины сентября.

— Вернемся к заготовке картофеля. Какие требования к его качеству предъявляете сдатчикам?

— Клубни должны быть целыми, чистыми, здоровыми, без излишней внешней влажности. Не проросшие, не увядшие, без повреждений сельскохозяйственными вредителями, однородные по форме и окраске, зрелые, с плотной кожурой.

Стандартный диаметр клубня — 4 см, хотя для поставки на экспорт, например, в Россию, требуется не ниже 5 см. Единственное пожелание – российский, украинский и молдавский покупатель заинтересован в том, чтобы поставляемый картофель был одного сорта. Естественно, с подворий нам предлагают, как правило, картофель сборных сортов. Он считается товарным, соответствует предъявляемым требованиям по качеству, но его отличает форма и цвет.

— Выходит, за разносортность платите меньше?

— Нет. Сорт не влияет на закупочную цену. Она устоявшаяся и единая. Но вышеназванное условие может способствовать увеличению закупки картофеля, отгрузки его на экспорт и зарабатыванию валюты. Если бы мы могли предлагать картофель одного сорта, спрос на него был бы, несомненно, выше.

— По каким ценам заготовители закупают картофель?

— Средняя цена – 800—1100 рублей за килограмм. Хотя в целом она договорная, зависит от региона, качества, урожайности и погодных условий, повлиявших на нее.

Картофель, выращенный на черноземе, раньше не пользовался активным спросом на внешнем рынке, потому что сам по себе он темный. В этом году Москва, интересовавшаяся ранее в основном клубнями светлого цвета (сорт «Невский»), теперь спрашивает и картофель, выращенный на черноземе. Кроме того, сегодня российским покупателем предлагается упаковывать картофель в фиолетовую сетку, хотя раньше для тары брали оранжевую, которая придает клубням товарный вид, они выглядят ярче и смотрятся чище. А фиолетовый затемняет, можно сказать, маскирует картофель.

— Цены на белорусскую бульбу явно подросли. А сможет ли массовая заготовка картофеля от населения организациями Белкоопсоюза как-то стабилизировать этот рынок?

— В среднем килограмм продают по 1,6 тысячи рублей, на Комаровке 1,5—2 тысячи рублей. Ощущая такой ажиотажный спрос, проблему, возникшую на внешнем рынке из-за погодных условий, тот ценовой фактор, который увеличил ее практически вдвое, мы организовываем свою торговлю. Естественно, реализуем картофель повсеместно, с выездом на места. Думаю, сельскохозяйственные ярмарки, которых мы с нетерпением ждали, будут способствовать снижению цены на картофель на территории столицы и регионов. Предполагаем, что картофель будет пользоваться спросом как зимой, так и по весне при правильных условиях хранения.

— Кстати, о хранении. Сколько закладываете картофеля в хранилища, и смогут ли они, учитывая их сегодняшнее состояние, достойно сохранить урожай?

— Второй год подряд мы озвучиваем вопрос на уровне правительства, просим, чтобы нам поспособствовали в выделении денег на реконструкцию и модернизацию 143 хранилищ общей емкостью единовременного хранения 65 тысяч тонн. Но и сами не сидим без дела. Например, на реконструкцию хранилищ в 2009 году было затрачено 912 миллионов рублей. По оперативным данным 2010 года уже израсходовано 1,5 миллиарда рублей. Модернизация предусматривает установку сплит-систем для поддержания температуры, ремонт полов и вентиляции, побелку, покраску дверей, стен, утепление, дезинфекцию, дератизацию, а также обработку контейнеров дезрастворами.

Если ежегодно мы закладывали на хранение 14—15 тысяч тонн картофеля, то в текущем году мы поставили перед собой задачу, чтобы в остатках на межсезонный период (ноябрь—декабрь) было не менее 25 тысяч тонн. Другими словами, в 1,7 раза больше, чем при традиционных объемах закладки. Это должно поспособствовать тому, что выдержится определенный уровень цен, а картофель неожиданно не исчезнет из розничной торговой сети.

Решение озвучено на заседании правления Белкоопсоюза. Единственный вопрос – ценовой фактор. Установлена предельная закупочная цена на картофель в 850 рублей. Сегодня по такой цене закупить и заложить картофель на межсезонный период хранения проблематично. И с данной проблемой столкнулись многие организации, которые отвечают за создание стабфондов. Причем закладка идет для реализации на внутреннем рынке. Ну а подобная подстраховка позволит организациям Белкоопсоюза заинтересовать своих постоянных покупателей на внешнем рынке, не потерять наработанных связей и контактов.

— У вас есть прекрасная возможность обратиться со страниц газеты к своим специалистам…

— Не только к специалистам, но и к любому работнику потребительской кооперации: заготовителям, работникам торговой отрасли, к ним особое обращение, потому что это обслуживающая категория, они находятся в постоянном контакте с населением.

Во-первых, быть самим постоянно информированными, интересоваться положением дел, иметь возможность всегда ответить на вопросы населения по поводу предлагаемой им сельхозпродукции.

Любой из работников прилавка имеет возможность поговорить с населением, донести до него информацию о закупке той или иной продукции, рассказать о предъявляемом качестве, ценах, транспорте. Ведь наша многоотраслевая организация может организовать закупку на достойном уровне, обеспечить своевременный расчет, способствовать увеличению доходов наших покупателей, жителей села, а, следовательно, увеличить и розничный оборот наших магазинов. Кроме того, организации потребительской кооперации работают по предварительным заказам населения, т.е. всегда доставят товар, который желают купить сельчане. Мы даже пойдем на то, что примем часть оплаты за него сданной продукцией.

Уважаемые коллеги! Сегодня у нас самый благоприятный период года, когда за счет эффективной организации заготовок все кооперативные организации и предприятия могут еще больше укрепить свое финансовое положение, а находящиеся в кризисном состоянии его заметно оздоровят. Активизация заготовительной деятельности в этот период всегда приносила потребкооперации хорошие дивиденды как непосредственно от заготовок, так и от роста объемов товарооборота, вызываемого массовым всплеском покупательской способности населения.

Ни одна коммерческая организация не располагает и сотой долей возможностей, которые есть у потребкооперации, включая разветвленную розничную сеть, насчитывающую 10,5 тысячи магазинов, автолавок, а также численность работающих, превышающую 100 тысяч человек. В этот ответственнейший период Правление Белкоопсоюза призывает правления всех облпотребсоюзов, райпо, трудовые коллективы максимально мобилизовать все материальные и кадровые ресурсы, всех работников системы проявить свои лучшие профессиональные качества, отдать все силы на выполнение доведенных заданий и поддержание престижа потребительской кооперации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter