Вопросов к аналитикам «большой рейтинговой тройки» — Moody’s, Fitch и Standart&Poor`s — хватает

Ярлык на получение денег

Очень много зависит  от интерпретаций. Вот простой пример: шпион — это чужой агент. А если наш — доблестный разведчик. Экспрессивное отношение к профессии зависит от позиции наблюдателя. Вещи и явления можно рассматривать под различными ракурсами, и количество проекций будет бесконечно. Это касается буквально любой сферы жизни. Не только искусства, науки, политики, истории, социологии, но и экономики. В том числе и в ее практической плоскости. Результаты анализа, скажем, стоимости и инвестиционной привлекательности компании, отрасли, страны зависят не только от реального положения вещей, но и позиции экспертов. Практичные американцы научились мнения аналитиков оформлять в красивую упаковку и продавать. Как специфический, но товар. А, как ко всему импортному, к нему надо относиться с известной долей скепсиса. В том числе и к рейтингам, которые периодически повышают-понижают мировые профильные агентства, руководствуясь какой-то своей логикой. Или интересами англосаксонской экономики?



Беспристрастность — вопрос относительный. Например, автомобильные холдинги давно знают: немецкий суперкар никогда не займет первое место на токийском автосалоне. Впрочем, получить Гран-при в Германии у японцев тоже нет никаких шансов. И подтасовкой никто откровенно не занимается. Просто в каждой стране в основном обращают внимание на те качества товара, которые наиболее для них важны. Естественно, именно в них и сильны местные производители. Большинство понимают эти нюансы, поэтому к разнообразным тестам относятся с уважением, но с известной долей скептицизма. Точнее — с поправками на различные факторы: кто проводил исследование, зачем, насколько дружественны отношения различных национальных компаний.

В финансах и макроэкономике — аналогичная история. Вопросов к аналитикам «большой рейтинговой тройки» — Moody’s, Fitch и Standart&Poor`s — хватает. Особенно после нескольких оглушительных финансовых катастроф на Американской фондовой бирже. Судя по всему, не за горами громкий хлопок еще одного пузыря: уж очень подозрительно растут в цене акции биотехнологических компаний. Ситуация чем-то напоминает инвестиционную лихорадку в середине 90-х в интернет-компании, закончившуюся знаменитым крахом «датакомов», когда цена этих фирм стремительно рухнула. Конечно, производство новых лекарств и препаратов — тема очень перспективная. И с научной, и с социальной, и с коммерческой точки зрения. Но смогут ли биотехнологи и фармацевты оправдать для инвесторов свою несуразно огромную капитализацию? Эксперты-реалисты утверждают: теоретически возможно все. Если изобретут неожиданно в ближайшие несколько месяцев или лет универсальную таблетку от всех хворей, замедляющую старость пилюлю или инъекцию бессмертия. Но все более-менее прагматичные люди понимают: «намешать» в пробирке нового волшебного порошка — только начало коммерческого успеха. Его действие еще надо подтвердить длительными клиническими испытаниями, наладить производство, найти, наконец, покупателей. От лаборатории до первой прибыли — как от полюса до экватора.

Тем не менее акции биотехнологических компаний растут в цене. Кто-то покупает из-за романтической веры в прогресс. Другие просто хотят заработать, перепродав ценные бумаги, великолепно понимая: рано или поздно пузырь лопнет. Натуральная пирамида. Но вопрос другой: какой рейтинг у этих компаний? Спекулятивный и мусорный? Да нет, что ни на есть самый высокий. Впрочем, у американских ипотечных банков он тоже был наивысшего качества — ААА. Даже за несколько дней до банкротства.

И какие реалии кредитоспособности Беларуси отражает Moody’s, который понизил наш суверенный рейтинг? Да еще в момент, когда белорусская экономика начинает выходить из спячки, приноравливаться к резко и неблагоприятно изменившейся внешней конъюнктуре? И долги свои успешно отдаем. Кстати, в отличие от некоторых других государств, у которых с рейтинговыми буковками получше обстоят дела. Вон США каждый год подходят к порогу технического дефолта. А где их «мусорный ярлычок»? Возможно, к буквенной манипуляции примешивается политика. Но не исключен другой нюанс: на Западе возник переизбыток капитала. Перманентная угроза дефляции, отрицательные процентные ставки убивают инвестиционный климат. И крупные суммы могут утечь в другие государства. А как этого не допустить? Просто присвоить нужный рейтинг. Дьявол-то кроется в одном нюансе: в уставе многих крупных иностранных инвестиционных компаний прописано: они не могут покупать бумаги с рейтингом ниже определенного уровня. И точка. Хитро устроен спекулятивный капиталистический мир. Впрочем, это не исключает взаимодействия с ним, переговоров, даже сотрудничества. Но с уважением к себе. В принципе-то, от изменения позиции Moody’s денег в Беларуси меньше не стало.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter