Навигатор по новинкам книжного мира

Ярко, точно, захватывающе

Книжный навигатор
Гiсторыя беларускай лiтаратуры ХХ стагоддзя. Т. 4, кн. 3. Мiнск, Беларуская навука, 2014.


Можно поздравить всех литературоведов, которые работали над выпуском фундаментального труда «Гiсторыя беларускай лiтаратуры ХХ стагоддзя». Он завершен — вышла третья книга четвертого тома. Сотни статей, россыпь ярких имен... Последняя книга — самый яркий и внушительный аккорд: том в 1.319 страниц под научной редакцией академиков В.Гниломедова и С.Лавшука рассказывает о белорусском литературном процессе начала ХХI века, с 2000 по 2010 год. Именной указатель доказывает, что ученые постарались охватить область своих исследований достаточно широко. Среди авторов статей — А.Бельский, И.Шевлякова–Борзенко, А.Соболевский, М.Кенька, М.Тычина, В.Шинкаренко и другие известные ученые. Открывают том четыре обширные обзорные статьи — о прозе, поэзии, драматургии и критике и литературоведении. Далее — 35 персональных статей о литераторах. И в конце уникальный проект — «Хронiка лiтаратурнага жыцця (2001 — 2010)». Здесь по дням, на основе газетных и журнальных материалов даются события литпроцесса: публикация знаковых произведений и интервью, присуждение премий, проведение «круглых столов» и т.д. Конечно, большое видится на расстоянии. Я не знаю — да и никто не предскажет, — как будут смотреть на эту книгу ученые следующего века, но то, что сегодня в ней можно найти много нужного и интересного, — несомненно.


Эрнест Хемингуэй. Снега Килиманджаро. Издательство АСТ, Москва, 2014.


Сегодня Хемингуэй, которым зачитывались в шестидесятые оттепельные, снова востребован. Молодые восхищаются его прозой, лаконичной, сурово–ностальгической. Хемингуэй почти всю жизнь проработал в журналистике — и это не могло не отразиться на его стиле, ясном и безжалостно точном. Вероятно, поэтому он совпал со стилем эпохи интернета. Стиль блогов именно таков — кратко, точно, захватывающе. С другой стороны, совпадает с эпохой межвременья, межкультурья. Хемингуэй показывает «настоящую жизнь», которую искал сам и о которой мечтают современные дауншифтеры. Герой презирает обывательское счастье, богатство и карьеру (а если они ему перепадают, относится к ним с должной долей насмешки). Место его становления — война, срывающая позолоченную мишуру, суровая экзотическая природа... Мужские игры — охота, бокс, страстная (но недолгая) любовь к женщине. Еще одно, что захватывает современного читателя, — герой принадлежит к мыслящему меньшинству. С одной стороны, он мачо, убивающий львов, с другой — мучающийся над смыслом жизни интеллектуал, в перерывах между окопами и охотой попивающий коктейли в богемных клубах. Да, пожалуй, он может быть героем и нашего времени, ибо со своим кодексом чести сильнее и ярче рефлексирующих героев Коупленда и Гришковца и цельнее асоциальных персонажей Паланика и Уэлша. В сборник вошли рассказы о подростке Нике, сыне доктора из американской глубинки, — это альтер эго автора, и другие известные рассказы вроде «Снегов Килиманджаро», о писателе, умирающем от гангрены в Африке. Мне лично очень нравится рассказ «Банальная история», на трех страничках раскрывающий суть медиапространства. Едим апельсины, читаем о чьей–то смерти, а сочувствия нет.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Советская Белоруссия №199 (24580). Пятница, 17 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter