Можно поздравить всех литературоведов, которые работали над выпуском фундаментального труда «Гiсторыя беларускай лiтаратуры ХХ стагоддзя». Он завершен — вышла третья книга четвертого тома. Сотни статей, россыпь ярких имен... Последняя книга — самый яркий и внушительный аккорд: том в 1.319 страниц под научной редакцией академиков В.Гниломедова и С.Лавшука рассказывает о белорусском литературном процессе начала ХХI века, с 2000 по 2010 год. Именной указатель доказывает, что ученые постарались охватить область своих исследований достаточно широко. Среди авторов статей — А.Бельский, И.Шевлякова–Борзенко, А.Соболевский, М.Кенька, М.Тычина, В.Шинкаренко и другие известные ученые. Открывают том четыре обширные обзорные статьи — о прозе, поэзии, драматургии и критике и литературоведении. Далее — 35 персональных статей о литераторах. И в конце уникальный проект — «Хронiка лiтаратурнага жыцця (2001 — 2010)». Здесь по дням, на основе газетных и журнальных материалов даются события литпроцесса: публикация знаковых произведений и интервью, присуждение премий, проведение «круглых столов» и т.д. Конечно, большое видится на расстоянии. Я не знаю — да и никто не предскажет, — как будут смотреть на эту книгу ученые следующего века, но то, что сегодня в ней можно найти много нужного и интересного, — несомненно.
Эрнест Хемингуэй. Снега Килиманджаро. Издательство АСТ, Москва, 2014.
Сегодня Хемингуэй, которым зачитывались в шестидесятые оттепельные, снова востребован. Молодые восхищаются его прозой, лаконичной, сурово–ностальгической. Хемингуэй почти всю жизнь проработал в журналистике — и это не могло не отразиться на его стиле, ясном и безжалостно точном. Вероятно, поэтому он совпал со стилем эпохи интернета. Стиль блогов именно таков — кратко, точно, захватывающе. С другой стороны, совпадает с эпохой межвременья, межкультурья. Хемингуэй показывает «настоящую жизнь», которую искал сам и о которой мечтают современные дауншифтеры. Герой презирает обывательское счастье, богатство и карьеру (а если они ему перепадают, относится к ним с должной долей насмешки). Место его становления — война, срывающая позолоченную мишуру, суровая экзотическая природа... Мужские игры — охота, бокс, страстная (но недолгая) любовь к женщине. Еще одно, что захватывает современного читателя, — герой принадлежит к мыслящему меньшинству. С одной стороны, он мачо, убивающий львов, с другой — мучающийся над смыслом жизни интеллектуал, в перерывах между окопами и охотой попивающий коктейли в богемных клубах. Да, пожалуй, он может быть героем и нашего времени, ибо со своим кодексом чести сильнее и ярче рефлексирующих героев Коупленда и Гришковца и цельнее асоциальных персонажей Паланика и Уэлша. В сборник вошли рассказы о подростке Нике, сыне доктора из американской глубинки, — это альтер эго автора, и другие известные рассказы вроде «Снегов Килиманджаро», о писателе, умирающем от гангрены в Африке. Мне лично очень нравится рассказ «Банальная история», на трех страничках раскрывающий суть медиапространства. Едим апельсины, читаем о чьей–то смерти, а сочувствия нет.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Советская Белоруссия №199 (24580). Пятница, 17 октября 2014.