Об экологическом празднике Жураўлi i журавiны Мiёрскага краю

Ягода стала брэндом

Об экологическом празднике «Жураўлi i журавiны Мiёрскага краю»

В малых городах и поселках Витебщины становится нескучно. Фестивали, праздники, и каждый — особенный, с изюминкой. Взять хотя бы афишу последних трех месяцев. В июле райцентр Глубокое превратился в «вишневую столицу». В августе в деревне Алашки Шарковщинского района традиционные торжества, посвященные известному белорусскому селекционеру–любителю Ивану Сикоре, переросли в «яблочный фестиваль». А в минувшие выходные фруктово–ягодную эстафету подхватила... клюква. Экологический праздник «Жураўлi i журавiны Мiёрскага краю» во второй раз встречал гостей. Похоже, превращать природные особенности того или иного региона в туристические достопримечательности, своего рода брэнды становится у нас хорошей традицией.


Место и время последнего праздника выбраны не случайно. Верховое болото Ельня в Миорском районе — одно из самых больших в Европе. Урожаи клюквы там — фантастические. Россыпи кислой, но целебной ягоды завораживают, манят не только местных жителей, но и заезжих гостей. Ведь сколько всего вкусного можно из нее приготовить... Даже не сведущие в кулинарии участники праздника в этом убедились во время дегустации. Булочки и пироги. Морс. Шашлык, политый клюквенной настойкой. И даже драники с клюквой. Начальник отдела проектов и программ представительства Европейского союза в Беларуси Фредерик Кунэ, которого я встретил на празднике, признался, что до сих пор вкус клюквы знал исключительно по различным соусам. А живые ягоды впервые попробовал в Миорах. К слову, «Жураўлi i журавiны» — часть проекта, который у нас в стране представительство ЕС реализует совместно с Программой развития ООН. Бюджет — более 5 миллионов евро. Деньги в том числе пошли на обустройство визит–центра заказника «Ельня», открывшегося в Миорах в минувшую субботу. У района есть еще одна особенность. Ежегодно в конце сентября он «принимает в гости» от 5 до 7 тысяч серых журавлей, летящих на зимовку в теплые страны. Пернатые садятся на болото Ельня, чтобы набраться сил перед очередным перелетом. Выходят на окрестные поля, где за ними могут понаблюдать все желающие. Чем не изюминка для туриста? Настраиваешь резкость в подзорной трубе «Карл Цейс» с 50–кратным увеличением и... Картина открывается сказочная. И это не преувеличение. Сотни птиц вышагивают по недавно убранному кукурузному полю в поисках зерен или початков. Настоящее птичье царство, хоть кино снимай...


Впрочем, сотрудники общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны», значившиеся вместе с Минприроды среди организаторов праздника, объяснили, что подобраться ближе чем на 500 метров к журавлям не удастся. Это их вспугнет. Чтобы сделать художественные снимки, фотографы, например, строят «схроны» и шалаши, в которых проводят много часов. Школьникам же, которые приезжают сюда на экскурсии, и туристам достаточно воспользоваться биноклями и подзорными трубами. Оптика, а также велосипеды, лыжи, вездеход, интерактивные стенды и игры — все это благодаря финансовому содействию ЕС и ПРООН теперь есть в визит–центре «Ельни». Хороший старт для развития местного туризма. Кстати, благодаря этому количество гостей, в том числе иностранных, в заказнике по сравнению с прошлым годом практически удвоилось. Еще на болоте строится полуторакилометровая экологическая тропа. А такой эксклюзивный аттракцион, как хождение по болоту на «снегоступах», уже сейчас может испробовать любой желающий. Не секрет, что орнитологи со всего мира приезжают наблюдать за птицами в Березинский заповедник, в Национальный парк «Припятский». Однако, считает председатель Миорского райисполкома Игорь Кузнецов, общение с природой важно не только для ученых. Экотуризм приобретает все большую популярность у жителей мегаполисов. В том числе — европейских. Не исключено, что в будущем году, когда Миоры отметят 500–летний юбилей, праздник «Жураўлi i журавiны» соберет еще больше гостей. Наверняка среди них окажутся латыши, с которыми жители Миорского района участвуют в упрощенном приграничном движении. А вообще — налицо, по–моему, новая тенденция. Не обладая большим количеством исторических и архитектурных памятников, мы начинаем умело использовать то, чем наградила нашу землю матушка–природа. При желании и творческом подходе вишня, яблоко или клюква из лакомства запросто могут превратиться в туристический брэнд. Вкусный и полезный. Как для хозяев подобных праздников, так и для их гостей.

 

Советская Белоруссия №185 (24322). Среда, 2 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter