Граждане принимали широкое участие в обновлении главного закона страны

Ядро правовой системы

Конституция как фундамент общества имеет долговременное действие, обеспечивающее в будущем стабильность конституционного строя, безопасность и поступательное развитие социума. Тем не менее в истории современной Беларуси не раз проходили референдумы по ее изменению. Последний раз обновление Конституции стало возможным благодаря прошедшему в 2022 году референдуму. Перед его проведением Президент подписал указ о создании Конституционной комиссии, которой было поручено разработать предложения по изменению Конституции Беларуси и обеспечить их всенародное обсуждение. В ее состав вошли 36 человек: представители государственных органов, юридической науки, общественных объединений, различных отраслей экономики и социальной сферы — заслуженные и авторитетные люди, имеющие активную гражданскую позицию. О том, как шло обсуждение Основного Закона страны и в чем важность обновленной Конституции, — в беседе с членом Конституционной комиссии, доцентом кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета, кандидатом юридических наук Татьяной Масловской.

Ответ на изменившуюся реальность

— Не так давно Конституция претерпела существенные изменения, которые были поддержаны на республиканском референдуме. Что, на ваш взгляд, позволило в свое время сказать о том, что главный закон страны нуждается в обновлении?

— Каждое государство самостоятельно определяет, когда и какие изменения вносить в конституционный текст. Конституция не является застывшим документом. Она должна дополняться актуальными нормами, обновляться, адаптироваться к изменяющимся общественным отношениям и одновременно оставаться достаточно стабильным документом. Конституция не может оставаться неизменной и нуждается в дополнениях, изменениях, чтобы отражать эволюцию общества и государства. Необходимо учитывать, что с момента принятия Конституции в 1994 году претерпели изменения не только общественные отношения, закрепленные в момент ее принятия, но и социально-экономическая и политическая реальность.  
Обновление Основного Закона государства во многом призвано отразить новые складывающиеся реалии, оно выступает ответом в том числе и на вызовы современности.  
Нынешний период конституционного развития государств трактуется в правовой доктрине как эпоха конституционного ускорения, более активного использования конституционных поправок в качестве инструмента адаптации конституционного устройства к изменяющимся социальным реалиям. В частности, практика государств постсоветского пространства свидетельствует о достаточно высокой динамике конституционных преобразований и масштабном обновлении конституционных текстов, что подтверждается проведенными в начале XXI века конституционными реформами (например, в Армении, Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации и др.). Эволюция политической и правовой систем постсоветских государств предопределяет необходимость дальнейшей конституционной модернизации, то есть обновления Конституции, ее усовершенствования в соответствии с новыми требованиями общественного развития, вызовами современности. Отмечая углубленный характер трансформации конституционных предписаний в ответ на изменяющиеся условия жизни, следует также обратить внимание на усиление самобытности конституций, проявляющейся во введении оригинальных правовых конструкций. Ярким примером на постсоветском пространстве выступает Беларусь.

— Как член Конституционной комиссии вы принимали деятельное участие в разработке предложений по ее корректировке. Известно, что общество активно вовлеклось в процесс, в комиссию поступило огромное количество предложений. На что вы обращали внимание в первую очередь?

— Для меня было огромной честью входить в состав Конституционной комиссии. Каждое ее заседание начиналось с информации о предложениях граждан по изменениям конституционных положений, их было значительное количество.
По сути, можно вести речь об «инклюзивном» конституционном правотворчестве, предполагающем включение в этот процесс максимально возможно широкого количества участников: не только представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, но и индивидов (граждан), представляющих различные социальные группы общества. Граждане становятся активными субъектами конституционных преобразований.

Ценностные приоритеты

— Поговорим о внесенных изменениях. Какую характеристику вы могли бы им дать в целом?

— Магистральных направлений, по моему мнению, несколько. Одно из них — это усиление ценностной составляющей Конституции. В ее преамбуле наряду с декларированием приверженности общечеловеческим ценностям были закреплены положения о праве на сохранение национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традициях как опоре развития белорусской государственности, зафиксированы новые ценностные ориентиры — мир, гражданское согласие, благополучие граждан, процветание республики, утверждение устоев социально справедливого общества. В обновленном тексте Основного Закона отражены ценности: брак как союз женщины и мужчины, патриотизм, историческая правда и память о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, изменения и дополнения, внесенные в Конституцию, расширяют и в определенной мере уточняют каталог ценностей, обозначая современные приоритеты как конституционного развития, так и в целом государственного и общественного.

— Часто звучит выражение о том, что наша обновленная Конституция — это Конституция будущего. Какие ее положения, на ваш взгляд, позволяют смотреть на перспективу?

— Предпочтительно, когда в Конституции заложены «точки роста». Так, учитывая тот факт, что белорусская Конституция представляет собой документ доцифровой эпохи, не отражающей цифровую сферу в качестве отдельного объекта конституционного регулирования, в 2022 году она была обогащена нормой, предусматривающей, что «государство создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании», что выступает важным ответом на ускоряющееся развитие информационных технологий и возникновение новых рисков, «опасностей» для человека, связанных с использованием его персональных данных.

— Современный мир находится в процессе перехода от однополярного к многополярному. Как, на ваш взгляд, это может повлиять на конституционные ценности? Приведет ли это к универсализму или укреплению национальных интересов?

— Конституция является «визитной карточкой» любого государства, она отражает господствующие в данном обществе в конкретных исторических условиях ценности и представляет собой юридический фундамент для их существования. Таким образом, Конституция закрепляет ценностную систему координат.


Представляется, что будет расширяться каталог конституционных ценностей и распространяться признание таких из них, как безопасность, благополучие граждан. Все более четкие контуры на постсоветском пространстве обретает тенденция укрепления позиций государства в целях защиты национальных интересов.
ФАКТ «СБ»

Обсуждение положений обновленной Конституции происходило в несколько этапов. Завершающим стало всенародное обсуждение проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь, которое проводилось с 27 декабря 2021 года в течение трех с половиной недель.

В рамках обсуждения документ был опубликован в ведущих печатных СМИ страны, выходящих общим тиражом около 400 тысяч экземпляров.

Также за период всенародного обсуждения текст проекта на Национальном правовом интернет‑портале был просмотрен почти 230 тысяч раз.

ЦИФРА «СБ»

За время всенародного обсуждения проекта поступило 8919 предложений. Из них в 8852 откликах была высказана поддержка проекта изменений и дополнений Конституции целиком либо содержались предложения по совершенствованию отдельных норм и структурных элементов проекта, не отвергая базовых, самых значимых новаций Конституции.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter