В Республиканском театре белорусской драматургии состоялась премьера «Портрета» по Гоголю

Я возвращаю ваш «Портрет»…

Сразу две премьеры по известным произведениям состоялись в Минске. В Республиканском театре белорусской драматургии показали трагифарс “Портрет” по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя в постановке художественного руководителя театра Александра Гарцуева. В театре-студии киноактера режиссер Олег Киреев выпустил спектакль “Две стрелы” по сценарию драматурга Александра Володина. Наверняка многие видели фильм Аллы Суриковой, тоже снятый по нему. Известные имена, известные произведения. Обе премьеры ждали. Сегодня поговорим о первой. Куда попала “стрела” режиссера и художественного руководителя Республиканского театра белорусской драматургии Александра Гарцуева.

Мистическую повесть Гоголя о самом важном, с чем рано или поздно сталкивается каждый серьезный художник — о цене успеха, — Гарцуев решил поставить в форме трагифарса. Что снижает весь трагизм разговора. В инсценировке Светланы Науменко появились довольно вольные отступления от стиля Гоголя и языковые причуды. Это не самое страшное.



В конце концов каждый инсценировщик имеет право на свое видение классического произведения. Он указывает свою фамилию в программке. Значит, в таком видении уверен. Но зачем режиссеру понадобилось обращаться к “Портрету”, если настроение у него, прямо скажем, игривое? Зачем-то введен в действие рассказчик (Николай Стонько), словно заимствованный из какого-то немецкого кабаре. Он делает селфи на сцене, громко рассказывает зрителям о персонажах, сути происходящего, причем вполне по-молодежному, заразительно. Рисование портретов прекрасных дам у Гарцуева приравнено к процессу жадного совокупления. Довольно сомнительная метафора относительно Гоголя.

Сразу несколько ролей играет в спектакле еще одно молодое дарование — Марат Войцехович. Он тоже довольно эксцентричен и резок. А вот дамы вяловаты. То ли режиссер не подсказал им, как себя вести. То ли это такая метафора петербургского морока: от вечной сырости дамы носят на лице маску постоянной жеманности, переходящей в смущенность.

Большие вопросы вызывает работа художника Юрия Соломонова. Повесить в гоголевском “Портрете” жалюзи из современного офиса — довольно смелое художественное решение. Оригинальной музыки здесь тоже нет. Как это часто бывает в спектаклях Александра Гарцуева, звучит музыкальная нарезка из столь горячо любимого им минималиста Майкла Наймана.

Несомненная удача — работа молодого актера Андрея Новика, который аккуратно и убедительно ступает по лестнице безумия, сооруженной перед ним режиссером Гарцуевым. Актеры любят играть сумасшедших. Повелось это с давнишних времен: с Офелии в “Гамлете”, с голливудских картин “Человек дождя” и “Полет над гнездом кукушки”

“Портрет” конфузит и оставляет зрителя в растерянности. Если уж он людям, далеким от мольберта и красок, не пришелся по душе, воображаю, в сколь угнетенное состояние приведет настоящих художников. Гарцуев к своему Чарткову не испытывает ни симпатии, ни интереса. История его гибели в режиссерской интерпретации обозначена пунктирно. Тот, кто не читал повесть, состоящую из двух частей, может даже не понять, из-за чего произошел весь сыр-бор и почему портрет ростовщика-незнакомца обладал такой негативной и сногсшибательной силой.

Не сказать, что Гоголь не поддается переносу на театральную сцену. Но для этого надо отнестись к нему все-таки чуть серьезнее. “Мертвые души” воплощались на сцене и Валерием Раевским в Купаловском театре, и в моноспектакле Александра Филиппенко, и в “Гоголь-центре”. А сколько прекрасных экранизаций! “Женитьба” Виталия Мельникова, “Нос” Ролана Быкова, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, сразу несколько “Ревизоров” и “Виев”. Конечно, “Портрет” — повесть, а не готовая пьеса, как “Женитьба” или “Ревизор”. Но все-таки хотелось бы цельности и внятности режиссерского замысла. Вдвойне обидно, что режиссер-то опытный — лауреат Национальной театральной премии за спектакль “Не мой”, кстати, тоже выросший из прозы. Но там было уважение и к автору Алесю Адамовичу, и к теме. Сегодня, когда мы сплошь и рядом видим трагические примеры судеб художников, когда коммерциализация довела их творческую среду до абсурда, фарсовая интонация кажется попросту неточной. Ведь все мы в одной лодке — и обыватели, и знатоки, и деляги от живописи. Кураторы современных арт-галерей. Художественные критики. Все мы создаем условия игры, ставим художника перед искушением снизить творческую и профессиональную планку, приблизиться к нам, стать понятнее. Протягиваем ему в кулачке длинный рубль или “дядюшку Сэма”, уверяем, что это всего лишь на один раз. Нарисуйте нас в античных одеждах. Как рисует всю московскую богему Никас Сафронов. Как показывает пример Сафронова, обратной дороги нет. Об этом говорил и Гоголь. Но в премьере РТБД печальный вывод растворяется в хохмах.

Выходя из театра, вспомнил строки песни, которая подходила к моему настроению, увиденному и отношению к талантливой труппе. Стоило их только немного уточнить, взяв одно из слов в кавычки:

Вам возвращая ваш “Портрет”,
Я о любви вас не молю,
В моем письме упрека нет,
Я вас по-прежнему люблю...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter