В разномастной "колоде" накопленных мною визиток давно имеются и "гербовые" - княжеские, графские, не говоря про просто "шляхетные", которых при возрождении интереса публики к своим корням уже по пальцам и не счесть. А вот барона - поди ж ты - в гербовой моей коллекции не было. И вдруг как гром среди ясного неба: живущий под Минском барон зовет в гости. Да не просто барон - а цыганский. Ну чем не оказия славно побеседовать о загадочной цыганской душе, склонной к странствиям, гаданиям и гипнозу, после которого то ли податливая русая голова пойдет кругом, то ли у запрятанного кошелька вырастут ноги, то ли в дальние края душу неудержимо потянет.
Вот эмпирическим способом и проверим, на что горазд наш цыганский барон Владимир Иванович МАТВЕЕВ.
- На вашей визитке написано: барон, председатель совета общественного объединения белорусской ассоциации цыган "Рома". Век назад к "просто баронам" принято было обращаться: ваше сиятельство. А как будем величать вас?
- Можете просто - Владимир Иванович. Это ж не титул, а, так сказать, старейшина табора. Вот раньше кочевали цыгане, и без руководителя трудно им было жить. А барон - он и вожак табору, и ходатай в любых инстанциях. Без барона табор, что стадо баранов.
- Должность эта, я слышала, выборная.
- Да, но бывает, что и по наследству передается. Был бы наследник толковый.
- А вас в бароны когда выбрали?
- У нас выборы раз в 5 лет проходят. И меня на очередные 5 лет снова выбрали.
- В начале года, что ли?
- Да, вот только-только документы на регистрацию пришли.
- Ну и как эта романтическая процедура проходит? Собирается весь табор и голосует?
- Нет, только представители от каждого города Беларуси. Снимаем в Минске клуб или хороший большой дом - и голосуем. Потом составляется протокол.
- Нынешние выборы на альтернативной основе были? Конкуренты свои кандидатуры выставляли?
- Конкуренты, говорите?.. У нас создана всемирная цыганская организация - есть свой президент цыган мира, мы с ним работаем. И если сегодня сменить привычную кандидатуру цыганского барона Беларуси на другую, неизвестную, вся работа пойдет насмарку. Я уже пожилой человек и не сильно хочу быть бароном. Думаю, может, сыну бразды правления передать. Или зятю, - кивает в сторону кудрявого красавца, который внимательно прислушивается к нашему разговору. Зять при этой реплике картинно приосанивается, а барон без паузы продолжает: - Наверное, все-таки сын будет. Как народ решит.
- А цыганский народ - большая сила? Я читала, в Беларуси цыган официально насчитывается 18 тысяч, а неофициально под 60 тысяч набирается. Цифры верные?
- Да. И разница в цифрах вот почему. Возьмем, к примеру, мою семью. У меня двое детей: сын и дочь. Но записан цыганом лишь я один. Дети и зять считаются белорусами. А вы ж гляньте на него (опять кивает в сторону зятя Александра): какой он белорус, если на лбу у него написано, что он... китаец, - тесть и зять при этих словах заразительно смеются. - Просто у цыган всегда были проблемы с работой, учебой - вот и старались они поменять свою национальность. Как и евреи - не от хорошей жизни.
В этот момент политически подкованный зять Саша наставительно добавляет: "Ни один народ не должен растворяться в другом".
- Это и для белорусов актуально, - говорю я обоим и добавляю: - Но между собой вы-то не стеснялись своей национальности?
- Нет, и язык сохранили, и культуру, и традиции. Хотя цыгане, как хамелеоны: с евреями - евреи, с грузинами - грузины.
- С белорусами этот номер менее проходной: генотип не тот. А вообще, про цыган красивая легенда существует: мол, родом вы из далекой Индии, кочевым ветром развеянные по всему миру. Вам по душе такая версия?
- Язык у нас точно похож. И обычаи сходятся, и даже песни. Верю, что могло быть с нами и так.
- А не тянет на историческую родину?
- Знаете, наш президент цыган мира два года назад был в Индии. И там состоялся такой разговор: мол, поскольку вы родом из этих мест, можете вернуться, даже землю под это дело выделим. Но когда слух этот докатился до цыган, все стали на дыбы. Они ж сейчас не кочуют. В какой стране когда-то пристали, ту и считают своей родиной и подчиняются ее законам. А вообще, обидно, что у цыган нет своей страны. Единственная в мире национальность, обделенная в этом плане.
- Могу только посочувствовать. Зато цыгане, я заметила, взамен наделены другой способностью: даже на полу вокзала могут чувствовать себя, как дома. Особенно женщины, шумливые и голосистые, на которых много пестрых юбок.
- Заметили, значит, между нами разницу? Внутри цыган, да будет вам известно, около ста национальностей. Например, котляры, которые котлы лудят. Это - особая цыганская национальность и особая одежда. У них положено, чтобы женщина надевала 5 - 7 юбок сразу и чтоб все были до земли. И чтоб обязательно была покрыта голова. Кстати, у цыган, если женщина замужем, не имеет права ходить без головного убора. Или в брюках. Вот вам и еще одно сходство с Индией. Молодежи, конечно, хочется выглядеть современно, но старики держат традиции.
- Может, и не худо, что храните верность укладу. Но на юбки очень много ткани надо...
- Котляров и мы сами по одежде узнаем. И на улице, и на цыганских конгрессах. А еще по украшениям. Вот такие кольца жены котляров носят, - Владимир Иванович показывает свой мощный кулак. - Если золотой крест, то не меньше двух килограммов весом. А цепь - в килограмм. Я один раз даже фотографию сделал: на одной цыганке висело под 7 килограммов золота. Ну, они ж кочевой народ: приехали, заключили договор с заводом, все сделали - и махнули дальше. Им, не имея дома, копить было нечего, кроме золота. Разве что еще лошади и упряжь хорошую. Главное цыганское золото, скажу вам, у котляров.
- А что у других?
- Есть еще у нас цыганская разновидность - бобры называется. Те могут на одну ногу валенок обуть, а на другую - ботинок, летом в зимней шапке прийти. А еще есть плащуны, ловары, чоконары.
- В Беларуси все эти, так сказать, подвиды в наличии имеются?
- Нет, большинство из них главным образом из Украины.
- А ваша разновидность как называется?
- Я - украинский цыган. Хотя родился здесь, в Беларуси.
- Сходство между всеми вами, несомненно, есть. По крайней мере, в облике и традициях: любовь к яркому и блестящему, ранние замужества...
- Наши женщины быстрее созревают, чем русские или белоруски. В 13 лет наша девочка уже готова к замужеству, - Владимир Иванович поворачивается к зятю: - Во сколько твоя дочка и моя внучка вышла замуж?
"Не было еще и 14", - без заминки отвечает тот, и оба не без гордости констатируют: "Вот так дедами и прадедами в расцвете сил становимся".
- А как сватовство-замужество происходит?
- У нас редко бывает, что парень и девушка встречаются, а потом женятся. Обычно родители все решают, присматривая пару своему сыну или дочке. Если родители и молодой или молодая хорошие люди, тогда старейшины едут сватать.
- А как же любовь цыганская, безудержная, которую еще Пушкин так пылко воспел?!
- Пушкин сам любил цыганских женщин, может, его и застрелили за это. Бывает, что и убегают молодые по любви. Вопреки родительской воле.
- А браки цыгане регистрируют?
- Браки у нас регистрируют, когда дети появляются, чтобы получить на них документы. А вот венчание - обязательный процесс. После него из церкви молодоженам справляют свадьбу. Но тут одна тонкость есть...
- Какая же?
- Вначале надо проверить девушку - такой у нас обычай. Старейшины проверяют ее на честность - самым жестким образом. И если она честная, то честь ей и хвала. И свадьба, и каравай, и подарки. А если нет - никаких делов. И позор, и расходы падут на голову ее отца. Может, поэтому у нас мало пары расходятся, хотя и случается такое.
- А межнациональные браки бывают?
- У меня самого жена русская. К слову, в родительской семье было пять сыновей, и у троих - русские жены.
- Это как-то наказывается?
- Не наказывается - презирается. Нет-нет да и выскажут упрек, что изменил национальности. Я живу с женой уже 42 года - вроде все сгладилось, забылось, а вот часом и прорвется укор у кого-нибудь.
- Жену вашу как зовут?
- Светлана.
- А по батюшке?
- Николаевна.
- Значит, все-таки была у вас любовь?
- Это у нее была любовь, - повышает голос. - Это она за мной бегала.
- Экий вы, барон, мужской шовинист. Сейчас кликнем Светлану Николаевну, пусть она скажет, кто за кем бегал?
На авансцене появляется Светлана Николаевна и простодушно-лукаво замечает: "А я уже и не помню, кто за кем бегал".
- Значит, бегали оба. Не отпирайтесь. Вы родом из Минска, а Светлана Николаевна откуда?
- Из Пуховичей. Колхозница пуховичская. "Свиней выращивала", - тут же подает веселый голос от плиты Светлана Николаевна. В этом месте мы все дружно смеемся. После чего барон с ноткой меланхолии в голосе добавляет: - Поглядите на нашу дочку - цыганского мало в ее внешности. И сын тоже не очень похож. Один я на цыгана похож, - делает он ударение на первом слоге.
- Неужто страдаете по этому поводу?
- Нет, горжусь. Цыгане, если б дать грамотности побольше, очень умные и талантливые. Мы, когда собираемся вместе, - и спеть можем, и сыграть.
- Вы тоже поете?
- Да, и на гитаре играю. По молодости участвовал в цыганском ансамбле.
- И о чем же поют цыгане?
- О любви.
- Странные вы люди: женитесь по расчету, а поете о любви. Парадокс, барон.
- Ладно вам: мы ж тоже не враги своим детям. Если моя дочь скажет "не хочу замуж", разве ж я ее нахально отдам. Это раньше было: сказал отец - хоть умри, но выполни.
- А много цыган из Беларуси в московском театре "Ромэн"?
- Очень много: знаю таких из Бобруйска, Борисова, Слуцка, Минска. Талантливые самоучки.
- А вот еще парочка обязательных цыганских талантов: гадание и гипноз?..
- Да, цыгане одаренные в этом плане люди. На этом жизнь цыганская поставлена - они без этого не могут. И никто у них этого не отберет: гадали и гадать будут. Если некому гадать, они себе карты раскладывать будут.
- Это - больше женское занятие?
- Да, но бывает, и мужчины гадают.
- А кто точнее в прогнозах?
- Женщины.
- Ваша мама гадала?
- И мама гадала, и жена гадает. Иногда приезжают к нам большие люди, фамилий их не скажу - кофейку попить, погадать. Видимо, гадание помогает им.
- Наверное. Но если, скажем, карты говорят, что грозит крупная неприятность, - тогда как?
- Если упала плохая карта, надо остерегаться.
- А если совсем плохая, смерть? Насколько это неизбежно?
- Карта скажет "смерть", значит, так и будет.
- А если себе такое цыгане нагадывают, неужели не могут беду отвести?
- А никуда не денешься. Никуда не скроешься.
- Фаталист вы, барон. А веры, позвольте спросить, какой?
- А цыгане веру той страны исповедуют, в которой живут.
- А вы лично?
- Мы христиане. Православные. Но есть среди нас и католики. И лютеране. И баптисты. И буддисты.
- А как же тогда с христианской заповедью: не укради. Ведь кто ж из истории не знает, что настоящий цыган - это лихой конокрад. Тут я от волнения слегка оговорилась и произнесла "казнокрад", на что цыганский барон недоуменно поднял бровь. Услышав же про конокрадство, явно повеселел.
- Раньше это была цыганская профессия. Цыгане были конокрадами, хотя и не все. Те, что жили богато, сами разводили лошадей и продавали. А что было делать бедным? Что за цыган без лошади? За него ни одна девушка замуж не пойдет. Вот и крал коня.
- Но и били за это цыган жестоко.
- И били, и до смерти забивали. Но я вам скажу: все равно это были среди цыган не последние люди.
- Ну да, увести лошадь бесшумно со двора - искусство.
- Надо было разбираться в лошадях. И когда крадешь, и когда продаешь. Потому и мылом кормили, и зубы подпиливали.
- А у вас лошадка есть?
- Нет.
- Значит, автолошадки есть.
- Такие есть.
- Чуть не забыла: отец у вас, слышала, военным был?
- Да, майором, на фронте воевал. Закончил финансовый техникум, после войны работал начальником милиции, был начальником цеха на велозаводе. Звали его Иваном Лазаревичем.
- Неплохой послужной список, хоть и не баронский. А в ваши обязанности барона что входит?
- Всех выслушивать, всем помогать, разбираться в делах. Правду говоря, и барона могут далеко послать.
- В крисе, цыганском суде, барон тоже участвует?
- А зачем ему в мелких делах участвовать - там другие справятся.
- Ну а если недовольны вашим решением, что тогда?
- В другую республику едут - там уже другой суд разбирается.
- Вы, я так поняла, цыганский барон всей Беларуси. И в каждой республике есть свой барон. А в Союзе был всеобщий барон - типа генсека?
- Нет. У нас есть только президент цыган мира.
- И кто такой?
- Чех, из Праги, доктор юридических наук Эмиль Щука. Кстати, его родной брат Милан Щука жил в Беларуси, в Сеннице, но потом уехал за рубеж. На следующий год у нас перевыборы мирового президента. Поедем голосовать. Мы ж еще и на цыганские конгрессы в разные страны мира ездим.
- Часто они бывают?
- Раньше чаще, теперь реже - в год 5 - 6 раз. Нам все оплачивают: гостиницу, командировочные расходы.
- Вы ж еще хотели цыганский культурно-просветительский центр создать?
- Проект такой есть, пробиваем. Нам действительно необходимо здание - чтоб свои мероприятия проводить.
- Ну и скинулись бы дружненько.
- Нет, на столько скинуться мы не сможем. Мы спонсоров найдем. По крайней мере, ищем и надеемся, что найдем.
- Удачи в поисках! Журналистов, когда здание наконец построите, на открытие пригласите?
- А это будет зависеть от того, как вы нашу нынешнюю беседу опишете. Хорошо про нас напишете, обязательно зазовем.
- Обижаете, барон. Я пишу адекватно. Как говорится: правду, правду и ничего, кроме правды.
- Ну тогда нет проблем. А то знаю я писак: только и пишут про нас, цыган, плохое, что наркотиками занимаемся...
- А вы, конечно, безгрешные и насчет наркотиков - ни сном ни духом?
- Есть среди нас и такие, кто влез в это грязное дело. Но мы с ними боремся: и презираем за это, и журим, и лаем. Могу сказать только одно: они не от хорошей жизни этим занимаются.
- Позвольте, барон, возразить: ссылка на объективные обстоятельства - тупиковый путь. Так любое зло можно оправдать. Хотя я вас понять могу вот в чем: нынешние проблемы цыган действительно очень злободневные. Низкий образовательный ценз, многодетность, отсутствие профессии, как результат - безработица... Хотелось бы видеть побольше цыган ученых, образованных, с легальным и абсолютно прозрачным ремеслом или бизнесом.
- Особенно плохо живут цыгане в чернобыльской зоне. Мы стараемся помочь - передаем туда гуманитарные грузы. Кстати, должен уточнить: в Беларуси, помимо нашего объединения, есть еще цыганская диаспора, которой руководит Олег Козловский. Он занимается гуманитарной помощью. А мы - выплатами пострадавшим в годы войны. Работаем в этом направлении вместе с республиканским фондом "Взаимопонимание и примирение". Нормально работаем. Около 1.000 человек, или 65 процентов от общего числа пострадавших, уже получили денежные компенсации. Примерно по 1.760 евро. Остальные получат во второй половине 2004 года.
- Это хорошее подспорье. Но все-таки не панацея и не для всех предназначено. У вас есть собственное видение, как следует решать проблемы? Вот вы ратуете за цыганскую образованность, а выдаете девочек замуж до получения паспорта. Какая уж тут учеба и какая впоследствии работа?
- Мы хотим, чтоб цыгане учились в вузах. А то нам наши ребята жалуются: поступали - и не прошли.
- И наши ребята и девушки не все проходят по конкурсу в вузы. Значит, готовиться к экзаменам надо лучше. Или - совет из разряда шутливых: проявите перед лицом приемной комиссии максимум талантов, вплоть до гипноза. Вдруг поможет?
- Может, и попробуем.
- Достаток тоже упорным трудом добывается. И коли уж речь о нем зашла, то позвольте быть предельно откровенной. Вам-то уж точно грех жаловаться: дом, в котором живете, - полная чаша. В кругах знатоков раритетов слывете заядлым коллекционером. Мейсенский фарфор - дорогое удовольствие.
- Так это мне в наследство досталось.
- Тогда уточняю вопрос: а каким трудом праведным добывали хлеб насущный и прочие блага те, кто вам их любезно оставил?
- Как могли, так и добывали.
- Ого, неужели медведей-плясунов на цепи водили и коней угоняли?
- Могли и это делать.
- Ну порадовали честностью. И на том спасибо. А как, по-вашему, должен выглядеть среднестатистический цыган Беларуси: кудрявый, как ваш зять, или с гладким пробором, как у вас, толстый и солидный, или танцор с осиной талией?
- А кому какая порода досталась. Иного хоть закорми - худым останется. Вот смуглые все точно. А вообще, законные цыгане - рыжие.
- Я, пожалуй, рыжих ромэнэ и не видала, разве что перекрашенных в блондинки черноглазых красоток в 10 юбках. Может, рыжие в других регионах водятся. В Беларуси есть традиционный ареал обитания цыганской диаспоры?
- Гомельская и Могилевская области, Калинковичи, преимущественно города. На селе живут лишь 30 процентов цыган.
- Страсть к кочевничеству осталась?
- Почти нет. Вначале, когда еще при Хрущеве заставляли цыган вести оседлый образ жизни, люди плакали и считали, что у них волю отобрали. А сейчас никому этого и не надо. Ну что за жизнь кочевая? Голодно, холодно, вечно в пути. Теперь кибитка для молодых - как сон. Это в прошлом, история.
- А вот когда на наших вокзалах цыганки в многочисленных юбках пристают с предложением погадать, это местные работают или заезжие?
- Заезжие. Котляры. Могут еще быть чоконары - из Ужгорода и Молдовы.
- А что сегодня является цыганским символом? Колесо, кибитка, гитара?
- Хороший дом, - смеется.
- А если б вдруг дали вам возможность создать свое государство, что изобразили бы на национальном гербе и флаге?
- А у нас есть и флаг, и герб. И даже печать.
Владимир Иванович достает фирменный бланк общественного объединения цыган "Рома", и я вижу на нем мчащееся на фоне голубого неба колесо кибитки.
Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
"Я - цыганский барон"
В разномастной "колоде" накопленных мною визиток давно имеются и "гербовые" - княжеские, графские, не говоря про просто "шляхетные", которых при возрождении интереса публики к своим корням уже по пальцам и не счесть.