«Я поведу тебя в музей…»

Молодое поколение вдохновляют подвиги солдат Великой Отечественной

Молодое поколение вдохновляют подвиги солдат Великой Отечественной

«Каждая такая встреча для меня – небольшой экскурс в историю нашей Родины, возможность обрадовать этих людей тем, что нам, юным, очень дороги их воспоминания», — написала Анастасия Курейчик, ученица 11-го «А» класса СШ № 16 г. Минска. Передо мной несколько сочинений ребят на тему «Мои чувства при встрече с ветеранами». Признаюсь, начинал знакомиться с творческими работами настороженно: как понимают память о войне юные наследники Великой Победы? Как они относятся к ветеранам? Прочитал и отлегло от сердца.

«В ветеранах я вижу морально сильных и гордых людей, которые не теряют с возрастом своего имени и чести. Отдавая дань уважения этим людям, мы должны по достоинству оценивать их вклад в Победу, нашу мирную жизнь, наше будущее. Необходимо всячески содействовать им, помогать во всем…»

Евгений Божко, 11-й «А» класс

В 16-й школе столицы уникальный в своем роде музей боевой славы.

Открыт он был 20 мая 1986 года, как раз в день 45-летия присвоения 100-й стрелковой дивизии звания Первой гвардейской. Поначалу музей носил имя прославленного командира этой дивизии генерала Ивана Руссиянова, Героя Советского Союза.

Первое событие в героической биографии 100-й дивизии непосредственно связано с Беларусью. В июне 41-го по шоссе Минск—Молодечно к белорусской столице двигалась мощная танковая колонна Гудериана. «Стеклянными гранатами» (так называли тогда бойцы бутылки с бензином) за три дня ожесточенных боев под Минском дивизия Руссиянова уничтожила сто один вражеский танк. Об этом на всю страну сообщило Совинформбюро.

В 1978 году красные следопыты 16-й школы получили задание изучить историю 100-й стрелковой. Работали ребята увлеченно, прошли по местам боев прославленной дивизии: Острошицкий городок, деревня Паперня. На Яночкиной горе обнаружили личные вещи погибших солдат. Руководила поисковой работой Евгения Грабчикова, учительница истории, в годы войны связная партизанского отряда «Патриот Родины».

Грабчикова узнала, что двое бывших «сотовиков» проживают в Минске. Они-то и помогли разыскать однополчан. Особенно активно подключились к работе по созданию музея ветераны К. Дьякович, В. Корхов, М. Лесин, Г. Епифанов, Е. Зарецкий (сын полка)… Они поведали школьникам много интересного из героической биографии своей дивизии. Рассказали, как она сражалась с фашистами на подступах к Минску, как вышла из окружения, как за бои под Ельней первой в Красной армии получила звание гвардейской…

— Так начинался наш музей боевой славы, — рассказывает директор школы Тамара Стрельникова. — Уже много лет он — центр патриотического и идейно-нравственного воспитания молодежи. Детские души отзывчивы, они мгновенно впитывают то, что дает им окружение — семья, старшие и, конечно же, школа. Наш музей помогает формировать у ребят патриотическое сознание, являясь хранилищем бесценного фонда историко-культурного наследия, которым пользуются и учащиеся других школ, чему мы весьма рады.

В музее собрано около 1000 экспонатов, хранятся высокие награды, многочисленные дипломы, грамоты.

Заведует музеем Ирина Васильева, учительница истории. Председатель совета музея – Маргарита Куркова, ученица 10-го «А» класса. В совете также педагоги, ветераны войны, школьники…

— На современном этапе музей интегрирован в учебный процесс, — рассказывает Ирина Васильева. — Это своеобразный учебный класс, где проходят тематические и исторические уроки, а также творческая мастерская, где по темам Великой Отечественной ребята создают проекты и макеты. Музей для многих еще и клуб по интересам.

Мы исследуем боевой путь «сотовцев», изучаем историю названий улиц своего микрорайона. Учащиеся младших классов оформляют альбомы с рисунками и воспоминаниями родных о войне. Старшеклассники пишут творческие работы «Война глазами ее участников», «Судьба человека в истории Беларуси». К 65-летию Великой Победы в музее обновлены 30 экспонатов.

Мы навещаем участников войны, тружеников тыла военного времени, поздравляем с праздниками. Жизнь подтверждает, что нельзя воспитать настоящего гражданина, вдохновить при необходимости человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершенным.

Потому и входят с помощью музея в сознание школьников героические образы. И глубоко волнуют юные сердца такие высокие понятия, как долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Поэтому с волнением выводят юные наследники Победы следующие строки: «Наше поколение должно стремиться к тому, чтобы не посрамить подвиги наших дедов и прадедов».

Лидия Даниш, 11-й «А» класс

«Когда к нам в школу приходят ветераны, так заметно, что они очень рады нас видеть, они улыбаются, смеются. Безусловно, эти люди для меня — герои, достойные глубокого уважения. Рядом с ними чувствуешь, насколько мало еще ты сделал в своей жизни. И хочется в будущем хотя бы чуточку приблизиться к ним, совершить нечто такое, за что они тебя бы похвалили, одобрили…»

Ксения Даниш, 11-й «А» класс

Простые, бесхитростные строки, неподдельные чувства и детская правда…

На снимке: в музее боевой славы средней школы № 16 г. Минска.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter