Я не хочу судьбы иной

Она была главным редактором программ для детей и юношества...

Бывает, с человеком знаком несколько лет, а многого не знаешь о нем. С Марией Андреевной Михаевич мы коллеги. Она была главным редактором программ для детей и юношества на телевидении, а я — комментатором на Белорусском радио. А выйдя на пенсию, оказались в одной связке — в Совете ветеранов Белтелерадиокомпании. Совсем недавно Марию Андреевну коллеги, друзья и родные поздравляли с юбилеем – 85-летием.

— Мы, Степановы (девичья фамилия. — Авт.), стойкие, крепкие. Я не хочу судьбы иной. Но только бы никогда не было войны, — говорит Мария Андреевна.

Она помнит воскресный день 22 июня 1941 года. Восьмиклассники, ее друзья из Минусинска, отмечали на берегу Енисея окончание учебного года. А когда вернулись домой, то узнали страшную весть – война.

Начались проводы на фронт комсомольцев-добровольцев. Ее старший брат Илья окончил в 1940 году Московское военное училище и молодым лейтенантом служил в Белоруссии, под Борисовом. Мать каждый день встречала почтальона, но никаких вестей не было. Второй брат, Василий, служил на Дальнем Востоке. Там тоже было неспокойно.

Мария продолжала учебу – в 9-м классе и одновременно в автошколе. Подростков срочно обучали работе на тракторах и комбайнах. Мужчины уходили защищать Родину, а они должны были заботиться об урожае.

— Я и моя подруга Рая Ермишина поступили в Московский электромеханический институт железнодорожного транспорта, который находился в эвакуа-ции в Томске, — вспоминает Мария Михаевич. — Нам вручили студенческие билеты и отправили на уборку урожая в совхоз под Бийск. Помню, на распаханной целине просо выросло немыслимых размеров. Мы, девчонки, с трудом поднимали снопы с тяжеленными колосьями.

Осенью 1943 года институт вернулся в Москву, в свои корпуса на Сущевской улице. Начались полуголодные студенческие будни с очень трудным бытом. Но зато нас радовали сообщения с фронтов. Все чаще гремели салюты в Москве в честь освобожденных городов. Первый я увидела в честь Гомеля.

В это время появились весточки о брате Илье. Оказывается, его часть с первых дней войны попала в окружение, но потом вышла к белорусским партизанам и громила врага. В одном из боев он был тяжело ранен, его самолетом вывезли на Большую землю. Долго лечился в госпиталях.

Мария знала только номер его полевой почты – 55205, но все равно отправилась на поиски. Нашла в полку на Урале в районе города Кирова (теперь Вятка). К сожалению, он стал инвалидом. Она увидела там столько искалеченных, измученных, несчастных и поняла, что уехать в институт в Москву не сможет. Нужна была ее помощь, и Мария осталась работать санитаркой в полку.

— Вспоминаю, как перед началом операции «Багратион» нашу часть погрузили в вагоны и повезли мимо Москвы на юго-запад — в сторону Гомеля. Потом нас расквартировали в казармах Бобруйской крепости. Личный состав занимался обучением пополнения для фронта. Дейст-вующая армия двигалась с боями на запад, но до полной победы было еще далеко.

В Беларуси она стала журналисткой. В освобожденный Минск из эвакуации вернулся Белорусский государственный университет. Осенью 1944 года был объявлен набор на новый факультет – журналистики. В числе студентов оказалась и Мария Михаевич.

— Однажды в ректорате я встретила преподавателя и вспомнила, что каждый день видела этого человека на улице Красных Партизан в Минусинске. Он был директором в соседней школе. Воскликнул: «Во! Зямлячка!» Это был автор учебников белорусского языка – Михаил Иванович Жиркевич. Именно благодаря ему я овладела белорусским языком, а через четыре месяца прочитала в оригинале «Дрыгву» Я. Коласа. Михаил Иванович так и продолжал называть меня, к удивлению моих однокурсников, «зямлячкай», — рассказывает Мария Андреевна.

В студенческом общежитии-бараке по ночам зимой замерзала вода. За кипятком бегали на вокзал. Освещались комнаты немецкими коптилками. Но молодежь не унывала.

И вот Победа!.. Долгожданная, выстраданная. Все пели, танцевали, обнимали друг друга. Жизнь входила в мирное русло. Мария сдала экзамены и отправилась на каникулы в Москву на фестиваль студенческой самодеятельности. Вместе с друзьями удачно выступила на сцене клуба МГУ.

— После третьего курса мы должны были пройти практику в газетах. Я выбрала совсем юную, недавно созданную для детей газету «Зорька». Никогда не забуду первое задание – взять интервью у молодого писателя. Разыскала Ивана Мележа. Он тогда был аспирантом БГУ и подавал большие надежды. Потом я внимательно следила за его творчеством и всей душой радовалась его успехам.

После практики уехала на Урал, в город Кунгур. Брат Илья перевез туда родителей, сестер Анну и Зинаиду, туда же вернулся из армии брат Василий. Погостила, отогрелась в кругу родных и вернулась в Минск. Выяснилось, что «Зорька» не хочет с ней расставаться. Стала совмещать работу в редакции с учебой в университете.

Шесть лет она колесила по селам, большим и малым городам, рассказывала на страницах газеты о том, как живут, учатся, отдыхают, чем увлекаются мальчишки и девчонки. Знакомила их с героями войны, с людьми, чья жизнь была примером для подрастающего поколения.

В 1953 году вышла замуж за белоруса Василия Михаевича, участника партизанского движения на Полесье. А осенью они оба оказались в Москве – он начал там учиться, а Мария влилась в коллектив литературных сотрудников газеты «Пионерская правда». Она была самой популярной в те годы у советской детворы, ее тираж — несколько миллионов. Письма от юных корреспондентов в редакцию доставляли мешками.

— Никогда не забуду встречу со знаменитым летчиком Героем Советского Союза А.П. Маресьевым. Интервью у Алексея Петровича я брала у него дома. Он жил на улице Горького (теперь Тверская), сам открыл мне двери, проводил в гостиную и много интересного рассказал. Простой, доступный, симпатичный.

В 1960 году на белорусском телевидении была создана редакция программ для детей и юношества. Ее и возглавила Мария Андреевна.

— Вспоминаю одну из передач, посвященных подвигу танкистов, которые в июне 1941 года вели неравный бой на реке Щаре, — продолжает она. — В результате нашего поиска были найдены два участника этого сражения. Каждый из них считал своего однополчанина не вышедшим из боя. Их встречу в телестудии видела вся республика. А материалы этого поиска легли в основу экспозиции краеведческого музея в Барановичах. Юные следопыты находили участников войны, которые в грозные годы были награждены боевыми орденами, но не знали об этом. Им вручали награды прямо в момент телепередачи.

В семье Марии Михаевич уже образовалась журналистская династия. Она заразила профессией дочь Ксению, которая работает тележурналисткой, и внучку Дашу – она ассистент режиссера.

Через всю жизнь Мария Андреевна пронесла страсть к путешествиям.

— Помню в детстве над нашей с сестрой кроватью висела карта полушарий мира – мы «путешествовали» по ней. А когда стала журналисткой, чуть ли не во всех уголках страны побывала.

Не упускает шанса выбраться из дома она и сейчас.

— Нашей почетной ветеранской организации – 45 лет. И то, что делает председатель Александра Вьюнова, заслуживает всякого поощрения и внимания. Она нас сплачивает, помогает дружить, общаться. За круглым столом мы знакомимся со знаменитыми газетчиками, узнаем много интересного, поучительного. А если кто-то из нас засиделся дома, то Александра Евдокимовна организует походы в театры, на концерты во Дворец Республики, Дворец профсоюзов. А какие интересные поездки она организовала в Жировичи, Полоцк, историко-мемориальный комплекс «Линия Сталина», Беловежскую пущу и Брестскую крепость-герой накануне 65-летия освобождения Беларуси. Мы встречаемся и не чувствуем себя одинокими. А значит, от положительных, ярких эмоций прибавляются силы, энергия. Словом, мы снова чувствуем себя молодыми!

На снимке: М.А. МИХАЕВИЧ в годы работы на телевидении.

Фото: архив Марии МИХАЕВИЧ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter