Заменить уходящих на пенсию ветеранов на российских заводах уже стало некому

Я бы в столяры пошел

Будешь учиться плохо – пойдешь в ПТУ. Эта «страшилка» была популярна среди родителей школьников в конце прошлого века

Видимо, такое видение в то время охватило и государственные структуры, которые перестали обращать внимание на среднее профобразование. Все было пущено на самотек. Дошло до того, что на российских заводах заменить уходящих на пенсию ветеранов уже стало некому.

Востребованность данного образовательного уровня подтверждается мировой практикой.

В США существуют двухгодичные колледжи, есть младшие и технические колледжи в Японии, колледжи системы дальнейшего образования и политехники в Великобритании, специальные училища, школы техников, профессиональные и специальные академии в Германии, секции старших техников во Франции. Выпускники получают квалификации младшего специалиста (США) или техника (Великобритания, Германия, Франция).

В России же сейчас формируются новые требования к специалисту среднего звена. И на первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят ему адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях.

Для решения этой задачи Минобрнауки России разработало комплекс мер, состоящий из трех стратегических направлений. Первое из них – добиваться, чтобы квалификация выпускников колледжей соответствовала требованиям современной экономики и отвечала потребностям работодателей. Предполагается создание списка востребованных специальностей с выделением из них 50 наиболее приоритетных и нужных для экономики. Под них будут разработаны профессиональные и образовательные стандарты.

Второе направление – использование ресурсов бизнеса, государства и образовательной сферы на развитии системы среднего профессионального образования. Ставится задача, чтобы студенты не менее половины учебного времени проводили на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодателям дается возможность более активно участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях, а также через наблюдательные и попечительские советы в колледжах.

Третье – это повышение уровня мониторинга качества подготовки кадров, усовершенствование системы оценки и сертификации. Например, один из критериев хорошего образования – это результат региональных и отраслевых команд в национальных и международных турнирах профессионального мастерства.

В рамках соответствующей федеральной целевой программы в 45 регионах финансируются образовательные проекты по 15 приоритетным отраслям экономики. Объем субсидий из федерального бюджета в 2014 году на эти цели превысил 1 млрд рублей. При этом регионы софинансировали такого рода расходы еще на 2 млрд рублей.

Но все же, как было сказано министром образования и науки России Дмитрием Ливановым, за последние два года в системе среднего профобразования действительно происходят положительные структурные изменения, но темпы движения вперед пока еще недостаточны – в настоящее время в Российской Федерации в соответствии с современными требованиями модернизировано около 20% профессиональных образовательных организаций.

У субъектов Федерации есть все возможности для развития системы среднего профессионального образования, надо только просто грамотно использовать имеющиеся инструменты, считает губернатор Смоленской области Алексей Островский: «…Мы отказались от подготовки кадров в пустоту, кадров, которые не востребованы на региональном рынке труда. Поэтому, прежде чем определить количество бюджетных мест и направлений подготовки, изучаем потребности экономики в специалистах. Как результат за последние два года доля приема на технические профессии и специальности в области выросла с 40 до 71%, а доля трудоустроенных выпускников – с 45 до 61%, что выше среднего по России. Ведь рассчитывать на интенсивное развитие отечественного производства можно только при наличии профессиональных кадров».

Вячеслав АКСЕНОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter