Взрослые игры

Мужская часть населения не мыслит себя без всевозможных увлечений...

Афишные тумбы, телереклама и интернет–баннеры пестрят приглашениями на пейнтбольные и страйкбольные турниры, экстремальные авто– и мотошоу. Вовсю раскручиваются новые компьютерные игры, очередные приманки для клиентов готовят боулинг–центры, различные игровые клубы. Недостатка в потребителях новомодных услуг индустрия «взрослых игр» уж точно не испытывает. Срабатывает старое, как рыночная экономика, правило: есть спрос — будет и предложение. Благо мужская часть населения не мыслит себя без всевозможных увлечений. А хобби XXI века становятся все более продвинутыми, технологичными, дорогостоящими. Хорошо это или плохо? Не вредят ли «игрушки для взрослых» отношениям супругов, воспитанию детей? И не становятся ли солидные главы семейств, чрезмерно погрузившиеся в очередное новомодное увлечение, инфантильными субъектами, теряющими связь с реальной жизнью? На эти темы размышляют сегодня авторы «Спор–площадки». У каждого из них свой взгляд на феномен «второго детства». Любопытно, кого из полемистов поддержат посетители сайта «СБ»? И какие комментарии читатели опустят в почтовый ящик?


Против


На вылет


Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ, расставшийся с детством:


— Астрономы бьются над тайной черных дыр в космосе, а футбольные чиновники и спортивные журналисты — над секретом зияющих пустот на трибунах белорусских, российских, украинских стадионов. Гипотезы разные: от скукоты национальных чемпионатов до разгула хулиганья в шарфах и чересчур жесткого милицейского контроля. Возможно, многих это и отпугивает, но, как мне кажется, разгадка лежит в несколько иной плоскости. Дело в том, что футбол перестал быть одним из нескольких традиционных монополистов в сфере так называемых мужских увлечений. «Спорт номер один», конечно, не уходящая натура, но в массовом сознании особей сильного пола ему в последние лет 15 пришлось изрядно потесниться. Оно ведь как раньше было? Если мужик не рыбак, то охотник. Если не тот и не другой, то что–то в сарайчике мастерит, в «Жигулях» или «Москвиче» копается. Иным оставалось резаться в карты да хмуро «употреблять». Но все это меркло по воскресеньям, когда возле касс стадиона «Динамо» не достать было билетов на матч со «Спартаком», киевлянами, тбилисцами. Сейчас же даже на игру с «Эвертоном», «Байером», «Брюгге», «Лиллем» полные трибуны не собрать. Голые сектора главной арены страны — дикое зрелище. И на каждое пустое пластиковое кресло можно было бы прикрепить своеобразную объяснительную записку от зрителя–прогульщика. Я даже знаю, какие причины были бы указаны: «Зависаю в казино. Мне сегодня прет»; «Не до футбика. У нас страйкбол»; «Подводные лодки в моем компе — круче любого дерби»; «Да я сам себе тренер по последней версии игры FIFA!» Бывшие болельщики уходят к фанатам авто, в ряды доморощенных рыцарей, клубы реконструкторов, униформистов, экстремалов, «ролевиков», пейнтболистов, геймеров. Конкуренция за власть над мужскими мозговыми извилинами и мускулами все возрастает!


Не сильно разбираюсь в дамской психологии, но жены, кажется, должны пребывать в панике, ведь новые мужские игрушки можно сравнить с пылесосом, вытягивающим деньги. Боулинг, страйкбол, исторические реконструкции (об «одноруких бандитах» вообще молчу) сильно бьют по кошельку. И вдобавок требуют времени и сил не меньше, чем работа. Попробуй–ка завоевать авторитет в каком–нибудь ретроавтоклубе, не проявив там сноровки, смекалки, недюжинных знаний истории и технических нюансов. Компьютерные игры вроде любимых многими взрослыми геймерами «Подводных лодок», «Мира танков» тоже требуют изучения литературы, инструкций, тонкостей стратегии и тактики. Экстремальные хобби, военизированные турниры — это и траты на импортную экипировку, и многочасовые тренировки. Хобби перерастает в настоящую страсть, смысл жизни. «У меня должна быть отдушина, в конце концов, я не пьянствую, по бабам не хожу!» — оправдывается перед женой 50–летний фанат престижной взрослой игрушки. И жена, возможно, простит. Стерпит очередной игровой «запой» ребенка в галстуке. Но простит ли начальник, который увидит в компьютере сотрудника не расчеты бизнес–проекта, а яркую картинку штурма средневековой крепости? Для босса чрезмерное увлечение подчиненного «мочилками» — примерно такая же пагубная зависимость, как и алкоголь. Печень и почки у игромана, возможно, в порядке, зато мозги настроены явно не на ту волну. И как прикажете «кодировать» от такого психологического рабства? Наверное, бить рублем?


«Мое хобби — для души», — любимое оправдание. А дети, супруга, пожилые родители — для чего? Великовозрастный экстремал, фанат камуфляжных «войнушек» устраивает себе этакий римейк детства, всеми силами сопротивляется старости, молодится и бодрится, а страдают самые что ни на есть настоящие детишки. Дефицит папиного внимания потом никакими подарками не восполнишь...


«Будьте как дети» — эту заповедь многие, кажется, восприняли слишком буквально. А по мне так всему свое время. Обзавелся семьей, ребятишками, отпустил седую бороду — не пускай беса в ребро. Стал профессионалом — влезай с головой в ежедневные заботы, не жалуйся. Отдохнешь на пенсии, когда уже можно и в детство впадать. Хотя это и совсем необязательно.


...С футбола начал, им и закончу. Сам почувствовал, что и стадионные страсти могут затянуть, вырвать из реальности. Футбольный мир превратился в большой бизнес, часто сюда приплетается некая политика, а болельщика цинично используют в чужих интересах, притом с помощью изощренных манипуляций сознанием и современных технологий. Простой любитель красивой игры кудесников мяча нередко превращается в ярого фаната, а «британская болезнь» лечится не так и легко. И тут главное вовремя услышать финальный свисток. Игра окончена, game over. Мы уже давно повзрослели.


За


Семья в камуфляже


Роман РУДЬ, не постеснявшийся признаться:


— Да, Андрей, мрачную долю ты мужикам уготовил. По–твоему выходит, будто семья и дети — некое ярмо, которое следует влачить по жизни, задыхаясь от натуги. Женился — будь добр навеки стереть улыбку с лица, забыть о любых развлечениях, ведь теперь твой удел — тяжкий безрадостный труд по исполнению обязанностей мужа и отца. Прямо в ЗАГСе якобы наступает эдакая «осень патриархов», когда человек начинает стремительно стареть, становясь из живого и несерьезного почтенным и малоподвижным. Думаю, если бы все так считали, брачные союзы давно перестали бы заключаться. К чему добровольно превращаться в унылого отца семейства, если можно остаться счастливым холостяком? Однако у большинства людей вопрос так не стоит. Оно, большинство, успешно мирится со своими «взрослыми» обязанностями, оставаясь вполне счастливым и энергичным. И помогают в этом как раз игры, то есть несерьезные увлечения серьезных мужиков. Конечно, если дамы позволяют... В противном случае начинается поиск других дам. Но отказа от игры ни в коем разе не происходит.


Поэтому меня смешат девочки, жестко ставящие перед своими кавалерами вопрос ребром: «Выбирай: я или компьютер!» Тут даже задумываться нечего, разве что спросить, какая у компьютера видеокарта. Дамы, горестно заламывающие руки — ах, он променял меня на какую–то виртуальную чушь! — не понимают, что без этой «чуши» их молодые люди давно превратились бы в печальных роботов с потухшими глазами. Именно в играх мы добираем адреналина, которого не хватает в обычной жизни. Самый трепетный супружеский поцелуй никогда не заменит пьянящих ощущений от игрового превосходства. Правда, и самая азартная игра не послужит заменой любовным эмоциям. Эти волнующие чувства должны дополнять, а не вытеснять друг друга из нашей жизни. Иначе наступает грустный финал такой борьбы: «Я отучила мужа от компьютерной зависимости... Теперь он алкоголик».


Важно понять главное — мужчина и его игрушки, будь то коллекционирование ножей, разведение шиншилл или погружения с аквалангом — такое же естественное сочетание, как женщина и ее косметичка. А заключение брака настоятельно требует появления какого–нибудь хобби даже у мужика, который раньше ничем особенно не увлекался. Не потому, что семья — слишком скучное явление, а оттого, что жизнь становится излишне упорядоченной. В нее сразу хочется внести нотку разнообразия. И мы надеваем взаправдашний камуфляж, берем в руки модели почти всамделишного оружия и едем играть в страйкбол... Наши глупые половины поднимут привычный крик, что их променяли на какую–то «Зарницу», а мудрые присоединятся и станут подносить патроны или даже бегать с санитарной сумкой, в таком же камуфляже.


Тем самым они разобьют твой главный аргумент — что время, потраченное мужчиной на его развлечения, будто бы отнимается от общения с близкими. Наоборот — близкие получают деятельного, активного, увлеченного отца и мужа вместо типичного папаши–лежебоки. Выдь на речку, Андрей, — что увидишь? Рядом со степенными, убеленными сединами рыбаками — их сыновья и внуки, тоже забрасывают свои детские удочки. В клубе коллекционеров нередко встретишь нумизмата, пришедшего вместе с дочкой, у которой уже собственное собрание монет. У меня, ведущего виртуальные древнеримские сражения за компьютером, на коленях часто сидит ребенок, во все глаза изучающий историю, которую в школе ему станут преподавать лишь через 5 — 6 лет. Да и некто Дементьевский, как докладывают мне редакционные футбольные фанаты, был замечен на трибунах с русоволосым пареньком, подозрительно похожим на тебя, Андрей. Так что не рушат, а дополняют, то есть преумножают семейное благополучие наши с тобой развлечения.


Я больше скажу: мы просто обязаны прививать чадам любовь к собственным маленьким пристрастиям. Иначе кто–то чужой привьет им страсть к другим, менее безопасным вещам, и нам с тобой это вряд ли понравится. И я даже не имею в виду всякие подсудные увлечения вроде наркотиков. По мне, пусть дочка изучает вместе со мной интернет–пространство и игры про эльфов, чем лазает по скользким скалам с какими–нибудь экстремальными альпинистами.


Разумеется, в ответ и мужчины должны хотя бы сделать вид, будто им интересны те игры, в которые играют их близкие. Бисероплетение, например. Или, скажем, строительство пирамиды из кубиков. Разведение кактусов. Понимаю, что говорю банальные вещи, но именно эта взаимность рождает гармонию. И тогда разговоры о том, будто бы игры и увлечения разрушают семьи, кажутся надуманной нелепицей.


И, кстати, погоди ты хоронить футбол. Нам еще долго не наскучит это волнующее зрелище: 22 миллионера бегают по полю, развлекая нас, людей в общем–то небогатых...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter