Выстрел из прошлого

В танке на «Линии Сталина» найдено неотправленное 66 лет назад письмо

В танке Т-44, который ставят на ход на «Линии Сталина», найдено неотправленное 66 лет назад письмо

Еще немного, и его вывезли бы из страны. Кому, спросите вы, нужен послевоенный танк, выработавший свой ресурс и отстоявший несколько десятилетий на постаменте войсковой части? Вопрос дилетанта. Специалисты, во главе с директором фонда «Память Афгана» Александром Метлой, сразу увидели: машина историческая, боевая, во многом знаковая… Так Т-44 из Полоцкого района переехал на «Линию Сталина», под Заславль. Прошло несколько лет, прежде чем руки мастеров дошли до бронированной 32-тонной «малютки», припаркованной в ангаре под тентами. А помог этому случай.

— На «Линию» приехал Максим Коломеец, сотрудник Центрального музея вооруженных сил России. Главный специалист по танкам Т-34 на всем постсоветском пространстве, он премного изумился, увидев «сорокчетверку» в Беларуси. Откуда, мол, их всего-то с 1944 года выпущено меньше двух тысяч? Остались считаные единицы, — рассказывает «Р» Игорь Матюк, руководитель группы по поиску, подъему и реставрации военно-исторической техники ИКК «Линия Сталина». – Стали смотреть: на борту – следы от осколков, снарядов, пуль… Но ведь известно, что танки этой серии не успели как следует повоевать, война заканчивалась. Стали осматривать кузов и башню: серийный номер – 262. И надо же, в потайной нише, за аккумуляторным ящиком, находим полуистлевший лист бумаги. Письмо домой 66-летней давности! Механик-водитель пишет в Пензенскую область, что война вот-вот окончится, что он так хочет поскорее вернуться и обнять маму, жену и дочь. Дальше текст прерывается, письмо так и не было дописано. Мы все рты пооткрывали – вот тебе и постамент.

Теперь давайте разбираться. «Сорокчетверка» — это советский средний танк, созданный в 1943—44 годах на замену легендарному Т-34. Впрочем, в историю военной промышленности он вошел отнюдь не своими подвигами на фронтах Великой Отечественной. Не успел. Но удивил весь мир другим: это первая бронемашина, у которой двигатель расположен не вдоль, а поперек корпуса. В итоге за счет сэкономленной площади конструкторы смогли значительно нарастить броню. Вкупе с новой торсионной подвеской и модернизированным оружейным блоком Т-44 превратился в самый передовой и грозный танк своего времени. По сути, эта модель стала перекидным мостом между танками Великой Отечественной и новым поколением железных машин.

— Мы с ребятами однозначно решили: эту машину нужно поставить на ноги. Каталоги и технические схемы чудом отыскались в Москве, у старых фанатов бронетанкового дела. Дальше началась неблагодарная и тяжелая работа – реставрация, — вспоминает Игорь Владимирович. – За апрель и май успели полностью разобрать танк, снять с него 10 слоев краски, очистили от ржавчины и загрунтовали. От прежней машины остались только бронекорпус, башня и катки-колеса. Все остальное сгнило – вывезли из ангара на свалку чуть не два грузовика. Сегодня башня уже покрашена и готова к монтажу. Самое сложное – установить на голый стальной скелет три десятка узлов и агрегатов.

Новый двигатель на 500 «лошадок», запчасти и внутреннюю начинку предоставило Минобороны. Но как соединить универсальные детали более современных танков с этим, раритетным? Простого пути нет: только проверенный метод проб и ошибок. Даст Бог, к осени успеют.

— Интересная деталь. На передних колесах при разборке мы нашли шведские подшипники 1944 года выпуска. Представители компании, прознав об этом, тут же примчались на «Линию». Это ж надо, столько десятилетий прошло, а работают! Никак не могли поверить, – улыбаются механики Владимир Якушев и Александр Микалуцкий. – Наша группа уже не раз восстанавливала бронемашины времен Второй мировой. Например, БТ-7, который подняли из болота и реставрировали, пару лет назад участвовал в параде 3 июля, потом снимался в фильмах. На своем ходу, разумеется. Т-44 станет единственным в мире танком этой серии, который можно будет завести, сесть за рычаги и ощутить подвижную мощь бронированной стали. Поверьте, эти впечатления невозможно забыть или с чем-то сравнить. Это живая история.

Кстати

Боевая масса Т-44 – 31,9 тонны. После войны производство этого танка продолжалось до 1947 года. В конце 1970-х он окончательно снят с вооружения Советской армии. Всего выпущено 1823 танка этого типа.

На снимке: поисковая группа Игоря МАТЮКА (в центре) подняла из болот и восстановила десятки бронемашин.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter