Высший пилотаж

Военные летчики отработали элементы посадки на автомобильную дорогу

Военные летчики отработали элементы посадки на автомобильную дорогу


Из штабов и командных пунктов — в поля и на полигоны! На этой неделе оперативно–стратегическое учение «Запад–2009» вошло в активную фазу. Это значит, что теоретическая часть главного военного экзамена года сдана, теперь осталось выдержать практику. Подготовленный накануне план оборонительных действий военнослужащие Беларуси и России (в учении, напомним, участвуют около 12,5 тысячи человек) будут реализовывать в условиях, приближенных к боевым. Вчера в дело вступили военные летчики. Под Дзержинском Су–25УБ и МиГ–29УБ отработали элементы посадки на аэродромный участок дороги.


...Водители, которые в районе полудня проезжали по трассе М1, наверняка заметили изменения в стандартном придорожном пейзаже. Неподалеку от Дзержинска среди полей «окопались» несколько машин связи, укрытые от любопытных глаз камуфляжными сетками. До начала операции оставалось несколько часов, но связисты, дорожники, сотрудники ГАИ начали подготовку гораздо раньше.


Известная вещь: при проведении современных военных маневров счет идет на минуты. В критической ситуации не до поисков аэродромов со «взлеткой» отличного качества. Аэродромами становятся дороги, а точнее, их специальные аэродромные участки — АУД. Летчики на время меняются ролями с автомобилистами. В пятницу это предстояло сделать экипажам 206–й штурмовой авиационной базы и 927–й истребительной авиационной базы Северо–западного оперативно–тактического командования ВВС и войск ПВО.


Но как посадить тяжеленный штурмовик на неподготовленную площадку? Специалисты говорят — это задача для настоящих профессионалов, высший пилотаж. Сложность в том, что участок ограничен, а полоса гораздо уже обычной. Пилот идет по ориентирам, анализирует обстановку. Вторая составляющая успеха — в слаженной работе всех задействованных служб. Связисты обеспечивают радиосвязь, подразделения радиотехнических войск — радиолокационный контроль. Инженерные войска готовят взлетно–посадочную полосу, заправляют самолеты, маскируют их после приземления. Многое зависит и от сотрудников ГАИ, которые должны вовремя перекрыть трассу, чтобы не пугать водителей.


Подготовительные работы завершены. Внимание — на небо. Первый самолет включает посадочные огни, выпускает шасси. Скорость при заходе — около 250 километров в час. Колеса, кажется, вот–вот коснутся асфальта, но штурмовик неожиданно ускоряется и начинает снова набирать высоту. Не получилось? Провал? Ничего подобного. Просто «ложная посадка». В авиации есть такой термин. Чтобы ввести в заблуждение условного противника, было принято решение пролететь над трассой. Уже потом мне объяснили: в этом одна из особенностей «Запада». Командирам даны максимальные права, решения принимаются в зависимости от обстановки. В действиях подразделений не должно быть шаблона и предсказуемости. Разумная доля экспромта в нынешней военной науке — один из залогов успеха.


Компетентно


Александр Базаров, и.о. заместителя командующего войсками по авиации Северо–западного оперативно–тактического командования ВВС и войск ПВО:


— С поставленными задачами, отработав заход на посадку, летчики справились. В реальных условиях они смогут без труда повторить этот прием. Вообще же, умение сажать боевые самолеты на аэродромные участки дорог необходимо для того, чтобы обеспечить «живучесть» авиации. Важно рассредоточить подразделения, дать противнику как можно меньше шансов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter