Высокое напряжение

К чему может привести прямолинейная ликвидация перекрестного субсидирования энергоснабжения.
К чему может привести прямолинейная ликвидация перекрестного субсидирования энергоснабжения.

В России обезумевший квартиросъемщик зарубил топором двух контролеров местного энергонадзора. Увы, предъявленный ими счет оказался фатальным для обеих сторон.

Как известно, в России населению приходится практически полностью оплачивать электроэнергию и остальные коммунальные услуги, что зачастую оборачивается отключениями от энергоисточников не только отдельных квартир, но даже районов. Это вызывает массовые акции протеста. И вот, пожалуй, впервые дело дошло до крови. Возможно ли такое у нас, в Беларуси? Однозначно отрицательный ответ дать невозможно, несмотря на общепризнанную покладистость жителей страны.

То, что за жилье платить нужно сполна, любому экономисту-рыночнику ясно. Еще яснее этот императив коммунальному чиновнику, вынужденному латать бюджет отрасли или соответствующей территориальной структуры наподобие тришкина кафтана. Между тем речь идет отнюдь не о копейках. Во всем мире отопление и горячая вода, газ, электричество стоят весьма недешево, съедая от трети до половины доходов семьи. Беларусь долго сопротивлялась такой статистике, пытаясь переложить затраты населения на плечи промышленности. Когда же она, увы, зашаталась под грузом финансовых проблем, пришлось от так называемого перекрестного субсидирования постепенно отказываться. В итоге коммунальный сектор побил все рекорды роста цен и тарифов. За 4 месяца услуги жилищно-коммунального хозяйства подорожали в 1,8 раза, отопление - более чем вдвое, электроэнергия - в 1,56 раза, а квартплата возросла в 3,2 раза, сообщила сотрудник исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Елена Ракова на одном из семинаров.

И, похоже, это не предел. Недавно Минжилкомхоз сообщил об очередной индексации ряда коммунальных платежей. Ссылка на то, что, мол, идет лишь выравнивание тарифов с инфляцией, что они и сейчас меньше себестоимости, малообеспеченную часть населения вряд ли в чем-то убеждает. Для них любое повышение цифры в счете из ЖЭСа означает одно: снижение и без того невысокого уровня жизни. Это при том, что покупательная способность средней, скажем, пенсии уже серьезно упала по сравнению с прошлым годом.

Между тем абсолютно за кадром остается такой вопрос, как ответственность государства за реальность коммунальных платежей. Возьмем то же тепло: трудно даже подсчитать, сколько его теряется. По словам специалистов, наши коммуникации, стены, окна в этом смысле подобны решету. Лично я наблюдаю это каждую зиму возле собственного подъезда: над теплотрассой даже поздней осенью зеленеет трава. Однако все эти потери отражаются на жильцах. Между тем строило-то энергорасточительные дома государство, исходя из своей недальновидной политики дешевых газа и нефти. И, судя по мизерным ассигнованиям на реконструкцию жилья, выделяемым сегодня, оно и впредь намерено перекладывать последствия на жильцов. Аналогичная ситуация по платежам за воду. Счетчики тепла и воды вряд ли сыграют тут решающую роль. Во-первых, ими оснащено ничтожно мало квартир. Во-вторых, сам тариф можно сделать таким, что он покроет все потери.

Так что, как видим, возникает немало вопросов по поводу ликвидации пресловутого перекрестного субсидирования. Обернутся ли они чем-то чрезвычайным? Чтобы этого не случилось, меры нужно принимать уже сегодня.

Мнение по поводу

Анна ЯКИМОВИЧ, Слуцк.

Обстоятельства сложились так, что мой муж был прописан в городе, а я в деревне, в родительском доме. Однако муж заболел и умер как раз в то время, когда правительство приняло постановление о плате за "лишние" метры. Правда, с 1 января 2001 года их отменили в однокомнатных квартирах, одиноким пенсионерам и т.д. Но муж умер, когда действовало старое постановление, а я по закону не могла полгода прописаться в собственную же квартиру. Так и набежало 100 тысяч рублей долга.

Поразмыслив, я отказалась его оплачивать. Правительство приняло постановление, нарушающее конституционные права граждан, а потом его отменило. Почему же мы должны расплачиваться за чьи-то ошибки?

Инна МАЛИНОВСКАЯ, генеральный директор ОАО "Свiтанак".

Что я думаю о ликвидации перекрестного субсидирования? Если у предприятия была возможность экономить энергоресурсы, внедряя новую технику, технологии, то у большинства населения этого нет. Как бы в результате повышения коммунальных тарифов спрос на нашу продукцию еще больше не упал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter