Выпускник нового поколения

Производственники неохотно соглашаются помогать вузам готовить кадры

Производственникам не нужны «однобокие» специалисты, но и помогать вузам готовить качественные кадры они соглашаются неохотно

Доказано, что большую часть экономического богатства создают высокотехнологичные и наукоемкие отрасли. Кадровую потребность таких производств обеспечивают 124 вузовские специальности, или треть от их общего количества. Инновационный путь, по которому сейчас движется национальная экономика, меняет требования к подготовке сотрудников. С приходом молодого специалиста на производство от него ждут не столько послушного исполнения, сколько новых решений. Ясно, что одной лишь фундаментальной вузовской базы для этого недостаточно. Генерировать свежие идеи нужно, опираясь в первую очередь на опытные знания.

Так было всегда: «дозреть» специалисту помогала практика. Обеспечить практические навыки на своей лишь материально-технической базе высшая школа не в состоянии. Тем более износ университетского учебно-лабораторного оборудования составляет сегодня 70 %.

— На обращение по поручению правительства к республиканским органам госуправления за помощью в укреплении учебно-лабораторной базы вузов Министерство образования получило отрицательный ответ. По нашему мнению, отраслевые министерства, для которых мы готовим специалистов, могут и должны участвовать в процессе. Они в состоянии это делать: общий объем отраслевых инновационных фондов в 2009 году составил 2,6 триллиона рублей, — отметил на недавней коллегии первый замминистра образования Александр Жук.

Частные структуры уже поняли, что любые материальные вложения в подготовку кадров возвращаются сторицей, когда ценный специалист приходит к ним на работу. Инвестировать в свое развитие стало нормой, например, для компаний — резидентов Парка высоких технологий. Спонсорская помощь на создание совместных лабораторий оказана БГУИР, БГУ. На предприятиях высокотехнологичных производств шаг за шагом появляются учебно-научно-производственные комплексы и филиалы кафедр вузов.

— Необходимо вовлекать в учебный процесс производственное оборудование. Центры коллективного пользования при университетах невозможно оборудовать в полной мере той техникой, на которой будет работать выпускник, придя на предприятие, — подчеркнул министр образования Александр Радьков.

Такой опыт, несмотря на отсутствие нормативно-правовой базы, которая бы регулировала работу вузов на предприятиях, уже есть. Участники коллегии ознакомились с тем, как растят себе толковых специалистов-практиков на НПО «Интеграл». Студенты начинают осваивать сложнейшее оборудование предприятия уже с третьего курса во время технологических практик, а к пятому могут выполнять на нем производственные задачи. Однако подобное внимание к перспективной молодежи до сих пор не вошло в правило среди нанимателей. На призыв Минобразования использовать потенциал 220 молодых работников в возрасте до 30 лет, владеющих двумя иностранными языками, обратил внимание только Государственный комитет по имуществу. При этом информация о созданном Минобразования банке данных наиболее ценных специалистов направлялась во все министерства и облисполкомы. Александр Радьков, не закрывая глаза и на проблемы своего ведомства, подкрепил не-однозначную ситуацию весомым доводом.

— Иностранные партнеры жалуются, что если на некоторые наши предприятия позвонить и начать излагать свои интересы на английском, там бросят трубку... Достаточна ли языковая компетенция специалистов для высокотехнологичных отраслей из БГУ, БГУИР, БНТУ, например, для того, чтобы они могли свободно вести переговоры с потенциальными инвесторами? — поинтересовался министр у генерального менеджера по внешнеэкономической деятельности «Интеграла» Леонида Ануфриева.

— Начальников отделов иностранная речь не испугает, и они активно включатся в диалог, а вот выпускники с такими задачами справиться, скорее всего, не в состоянии... — ответил руководитель.

Министр пообещал еще раз поднять вопрос о введении выпускного экзамена по иностранному языку за курс средней школы. «У молодого человека должна быть мотивация к изучению языка. И ее необходимо сформировать как можно раньше. Такие знания — требование жизни и времени. Не хочешь учиться, значит, ничего не заработаешь», — заявил Александр Радьков.

На коллегии обратили внимание также на проблему недостаточного использования научной базы университетов производственниками. Всего в ожидании коммерческих предложений томятся около 150 разработок высшей школы. При этом примеры успешного освоения вузовских инноваций есть. В НИИ физико-химических проблем БГУ создали технологию непрерывного получения дизельного биотоплива. За прошлый год в ОАО «Гродно-Азот» было выработано 100 тысяч тонн биодизеля на сумму 147 миллиардов рублей. Сейчас разработку планируют взять на вооружение на «Могилевхимволокне» и получить 540 тысяч тонн смесевого топлива.

Одним словом, поле деятельности для университетов и производственников огромно. «Поднимать целину» на нем нужно совместными усилиями. Как ни странно, в поиске контактов с предприятиями сейчас находятся не только малоизвестные достижения и научные структуры высшей школы, что как-то объяснимо, но и крупнейшее в Европе предприятие по выпуску алмазов «Адамас БГУ». Ректор Белгосуниверситета Сергей Абламейко поясняет, что кроме работы с алмазами как с ювелирными изделиями предприятие занимается производством драгоценных камней с целью их использования в качестве материала для выпуска инструментов. К последнему направлению хотелось бы привлечь промышленников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter