В Лидском районе пустует реконструированная ферма

Выкрасили — и выбросили

Парадоксальная ситуация сложилась на молочнотоварной ферме «Великое Село» сельскохозяйственного предприятия «Ходоровцы–Агро» Лидского района. Территория обнесена дорогим бетонным забором, а сами помещения отштукатурены и покрашены. В оконных проемах — стеклопакеты. На первый взгляд — образцовое хозяйство. Плохо одно: дойного стада здесь уже давно нет. Чтобы понять почему, достаточно войти внутрь. Заплесневевшие стены, гнилостный запах, ржавчина... Да и внешний ремонт не так идеален, каким казался издалека: новый шифер облетел, огромными кусками отслаивается штукатурка.

Полтора километра от трассы едем по отличной асфальтовой дороге. Ее проложили 5 лет назад, когда в реконструкцию фермы вместе с деньгами вкладывали большие надежды. По дороге встречаем развилку: налево — к соседней деревне — ведет обычная грунтовка. Мы едем прямо — по ровной полосе асфальта. За аккуратным бетонным забором, правда, с частично снятыми секциями, у свежеотремонтированных зданий с выбитыми стеклопакетами и провалившимися крышами меня встречает прораб хозяйства «Ходоровцы–Агро» Петр Василевич. Рассказывает, что ферму на обслуживание принял два года назад — уже «реконструированную»:


— Когда принимали, осмотрели помещения, предназначенные для работников фермы. Честно скажу: ужаснулись. Там же работать нельзя было. Не обустроено даже самое необходимое: печи, чтобы отапливать кабинеты зимой, душ, туалет. Не было лабораторий, аптечного склада, комнаты приема пищи. Поднатужились — отремонтировали и обустроили все как надо. Думали: ну сейчас молоко должно пойти. Не пошло...

Петр Василевич показывает «отремонтированные» стены.

Сквозь мутные стекла стеклопакетов мой собеседник демонстрирует заброшенные кабинеты, в которых когда–то работали специалисты: ветеринары, лаборанты, доярки. Сейчас они пустуют. Ремонт не пошел впрок. Коровы — около 500 голов — как давали по 4 литра молока в день, так и продолжали давать. Качество продукта также оставляло желать лучшего.


— Болели сильно, — прораб ведет меня внутрь доильного зала.


В помещении даже в жаркий летний день промозгло, как в погребе. Можно себе представить, насколько неуютно чувствовали себя здесь буренки. Общее впечатление — гниль, ржавчина, разруха. В стенах зияют дыры. Даже у оконного проема, в который вставлен пластиковый стеклопакет, светится прореха, в которую можно просунуть руку. Интересуюсь, не пробиты ли они специально для установки воздуховодов или другого специфического оборудования. На что Петр Василевич отвечает:


— Да нет, стены сами развалились.


В бывшем коровнике — другая беда. Здание утеплили, а про эффективную вентиляцию не подумали. А ведь там, где обитают живые существа, испарений хватает. В получившемся парнике не выдерживали не только животные. Экстремальная влажность привела к тому, что новенькие деревянные рейки, на которых держался кровельный шифер, сгнили за пару лет. Из–за этого крыша просто скатилась на землю рядом с коровником. Там и лежит до сих пор по всему периметру здания, сияющего свежей краской.


Еще один нюанс. На ферме установили импортное доильное оборудование. А компьютерный учет не организовали. Если доярка может почувствовать, сколько молока готова дать корова, то автоматике все равно. Нередко бывало, что животные уходили невыдоенными или, наоборот, замученные бессмысленной процедурой.


Да что там говорить, никакого учета не было вообще. Бывало, буренки... телились прямо во время дойки. Новое руководство сельхозпредприятия попробовало было перестроить помещение под установку компьютера–учетчика, но потерпело фиаско: конструкция здания никак не позволяет этого сделать с малыми вложениями.


Мучения животных прекратились только в марте прошлого года. Тогда в деревне Ходоровцы ввели в эксплуатацию молочнотоварный комплекс на 777 дойных коров. Бывшие обитательницы «Великого Села» почувствовали разницу. Сейчас удои на комплексе — почти 12 литров в день, причем в основном сорта экстра.


А ферма за новым забором практически пустует. Доильное оборудование демонтировали, помещения забросили. Только в здании, где раньше содержались сухостойные коровы, сейчас откармливаются 166 бычков. В прошлом году разработан бизнес–план новой реконструкции стоимостью более 9 миллиардов рублей. Сейчас решается вопрос финансирования.


В управлении сельского хозяйства и продовольствия Лидского райисполкома могут только констатировать: в 2008 году на ферме «Великое Село» было установлено оборудование, которое оказалось неэффективным. Позже его заменили на новое, но и оно быстро вышло из строя, а отремонтировать аппараты не смогли из–за отсутствия комплектующих, поскольку производитель уже снял продукцию с производства:


— При реконструкции были обустроены кормовые столы, боксовые ограждения, молочный блок с накопителем. Кроме того, заменены крыша, двери, окна и система водоснабжения. А система доения оказалась никуда не годной. Она–то и погубила стадо. Чего тут таить: перед переводом коров на новый комплекс в деревне Ходоровцы многие животные были выбракованы.


Итак, ошибочка вышла. Она обошлась 5 лет назад более чем в полтора миллиарда рублей. Причем большая часть средств была выделена предприятию в качестве господдержки во исполнение указов Главы государства. Интересно, кто компенсирует ущерб?


czcz@onet.eu


Фото автора.


Советская Белоруссия №156 (24537). Вторник, 19 Августа 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter