Выходцы из себя

О сельских жителях

Если я произнесу слово «дере–е–е–вня!» как–то так — с протяжным «е», прозвучит оскорбительно. Понаехали, колхозники, агрогламур и колхозная культура — не самые обидные выражения, которые используют авторы и анонимные комментаторы некоторых сайтов. Почти четверть населения Беларуси — сельские жители. Подавляющее большинство горожан — выходцы из деревень. Чего ж себя так не любим–то, родителей своих, бабушек с дедушками, господа?


Почему кое-кто считает себя «аристократами», забыв, что родом из самого что ни на есть колхоза?.. Моя приятельница выросла далеко за пределами Минской кольцевой. Остальные жильцы подъезда ее дома — городская интеллигенция. Каждый в каком–то поколении. Артистка, музыкантша, учительница... Одна, сердобольная, водит в квартиру уличных кошек кормить. Лестницу убирает за ними подруга. Вторая курит на площадке, стряхивая на пол. Убирает подруга. Дочка третьих рисует на стенах. Вытирает подруга...


— И зачем? — как–то спросила.


— Мне проще самой сделать, чем каждый день всю эту грязь видеть и ругаться с соседями.


Понимаю.


Не секрет, многие из сел в города едут не для того, чтобы пользоваться городской пропиской: ходить в театры, музеи, на выставки. Уезжают, чтобы «легче жить». Ведь на заводе по переработке молока платят намного больше, чем за труд на ферме. А на ферму нужно прийти в четыре утра, уйти — в десять вечера. И так каждый день. Дети бывшего хлебопашца, счастливого, что оторвался от земли на какой–нибудь восьмой этаж, уже считают себя горожанами. По непонятной лично мне шкале иные отпрыски начинают отсчет своей городской родословной и строчат в комментах, если есть желание оскорбить: колхозник! Дать бы по рукам...


Не стану утверждать, что в деревнях живут сплошь культурные и воспитанные граждане (как и в городе, впрочем). Но лично мне везет на хороших людей. В какую деревню ни приеду, обязательно увезу массу приятных впечатлений. Люди, живущие на земле, они — другие. Настоящие. Без наносных городских понтов. У них другой ритм жизни. А еще я очень люблю деревенские храмы — там энергетика добра. Там бабушки в церквах не ругают, если захожу в брюках. Хлеб люблю покупать в сельмагах — он вкуснее...


Меняется жизнь на селе. Не буду говорить «за всю Беларусь», но Брестскую область я изъездила вдоль и поперек. Есть еще деревни без центрального водоснабжения. Но не встречала я сел, где у дома нет цветника. Не встречала заросших полей. Зато в городе увидишь все: и мусор на лестничной площадке, и лебеду на клумбе под окном. Деревня виновата?


Недавно Анатолий Бурак, хранитель фондов музея Ф.М.Достоевского из деревни Достоево, рассказал мне, как в музей приехала семья из Украины. Как молодые люди радовались, что, купив путеводитель, проехались по нашим селам. Верю. От россиян слышала восторги. И от латышских фермеров, которые недавно ездили по Брестчине.


Гордиться бы, а вы сжимаете зубы — «дере–е–вня!».


Что за слово — «агрогламур»? Безвкусица? Лапти–сувениры, соломка и плетеные корзины? Или иные городские кварталы, срежиссированные маститыми городскими архитекторами, которых учили в городских вузах? Как что–то плохое, в какой бы сфере нашей жизни это ни было, читаю отзыв — «колхоз»...


Город? Деревня? Вам не кажется, что проблема немножко в другом? Что виноват «совок» — назовем так тот период, когда из наших родителей выбивали память о прошлом, о предках, веру в Бога, уважение к человеку от земли. Сами тоже виноваты. Что молчим, когда сосед ставит машину на клумбе. Позволяем бомжам пить на скамейке. Проходим мимо, когда ребенок бросает фантик. Отводим взгляд, если ругаются матом. Маргинальное сознание не имеет привязки к местности. Говорю как хозяйка домика в деревне, большую часть жизни прожившая в городе.


Люблю я деревню, и не стесняюсь в том признаться. А несогласным советую — выздоравливайте. Избавляйтесь от своих предрассудков. Для начала оторвитесь от компьютера и побывайте... Ну, например, на кулинарном фестивале «Мотальскiя прысмакi». Посмотрите, какой хлеб в деревне пекут — для вас. Какие колбасы делают. Какую рыбу коптят. Какие сыры варят. В Бресте, да и в Минске, знаю, мотольская продукция нарасхват. Любая деревня летом — это простор, свежесть, парное молоко и звездное небо. Почти для всех жителей Беларуси — еще и возвращение в счастливое детство. Наши истоки. Вне зависимости от погоды, политического устройства и интернет–трафика. Хотите — верьте. А хотите — называйте меня колхозницей...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter