О профессиональной пригодности

Выбор за вами

Глаза моего тогда еще маленького сына были ласково–просительными. Думаю, многие из нас помнят этот детский взгляд, замешанный на безобидном лукавстве. Просьба трехлетнего ребенка меня, признаться, удивила. Сын просил взять в наш семейный отпуск свою воспитательницу Терезу Иосифовну. Мотив был по–детски убедительным. Пожилая женщина никогда не была на море. И сейчас отчетливо помню эту воспитательницу — маленькую седовласую пожилую женщину с мудрыми, все понимающими глазами, которые лучились добротой. В детском саду ее любили. Абсолютно все дети без исключения. За щедрое сердце, за искренность и справедливость, которые малыши чувствуют тоньше, чем мы, взрослые. Еще она никогда не заигрывала с родителями. Понятно, малыши просто бежали в садик, без слез и капризов...

Выражаясь современным языком, воспитательница была абсолютно профессионально пригодным человеком. Тем не менее через какое–то время ее уволили. Отсутствие у нее высшего образования портило какой–то рейтинг детскому учреждению в масштабах района. Вспоминаю об этом случае всегда, когда сталкиваюсь порой с вопиющим отсутствием профессиональной пригодности. В разных жизненных ситуациях. Почему некоторые школьные учителя ненавидят своих учеников? Почему в детсадах иногда работают воспитатели, которым явно мешают маленькие дети, а в поликлиниках встречаются совсем равнодушные к чужой боли врачи? Не так давно познакомился с поваром школьной столовой, которая совсем не умела готовить.

Работаю со студентами каждый день и опытным глазом вижу разное. Становится радостно на душе, когда перед тобой сидит без пяти минут специалист, у которого имеются и достаточный багаж знаний, и необходимые душевные качества — такие как доброта, сочувствие к людям. Да, из этого студента выйдет в будущем отличный врач. Хотя бывает и так, что достаточно прочные и глубокие знания не подкреплены человеческими качествами. И тогда возникают сомнения, кто же получился в результате длительного учебно–воспитательного процесса...

Вообще, проблема профессионального выбора абитуриентов, на мой взгляд, как никогда актуальна. Ведь многие после получения диплома о высшем образовании просто забрасывают его на полку в шкафу, забывая и о потраченном впустую времени, и о немалых средствах, вложенных в образование родителями. Причины? Сам обладатель диплома убедился либо в ненужности заветной синей книжицы, либо в том, что «пошел не туда». Такова судьба многих специалистов, поневоле ставших жертвой «родительской профориентации». А ведь на обучение студента–бюджетника, помимо всего прочего, государство тратит немалые деньги.

Бесспорно, иногда в выпускном классе средней школы весьма сложно сделать выбор на всю жизнь при отсутствии необходимого жизненного опыта. Поэтому часто за ребят это делают мама с папой. Помогают и педагоги. Но все–таки решающее слово за родителями. Нет, я не против мудрого отеческого совета. Но вряд ли правильной является ситуация, когда за молодого человека выбор делают отец и мать без учета мнения, желания своего чада, его увлечений и привязанностей. Недавно встретил студента, который еле–еле учится, что называется, из–под палки на платном отделении медицинского университета. Вызвал на откровенность — выяснилось, что профессия врача ему не нравится. А «затолкали» в вуз и платят за обучение его родители–медработники, у которых вожделенная семейная мечта — чтобы сын стал доктором. Между тем парень оказался эрудированным, смышленым, хорошо разбирающимся в технике. Бросить вуз боится из–за возможного родительского гнева. Да и средства на обучение уже затрачены немалые. После разговора с ним стало ясно, что работать врачом он не будет. И такой пример, увы, не единичен.

Как избежать случайного выбора при приеме в вуз? На мой взгляд, один из путей — это тестирование на профессиональную пригодность в старших классах средней школы, а потом учет его результатов при поступлении при прочих равных обстоятельствах. Да и для родителей выводы такого теста могли бы быть аргументом в профессиональном выборе сына или дочери. Технически осуществить это несложно: центры тестирования имеются в каждой области. Можно проверять и первокурсников после первого года обучения. Когда студент увидит, что попал не туда. В этот момент важно ему подсказать, что жизнь, к счастью, многогранна и в ней много других дорог. И уж тем более можно и нужно сделать обязательной проверку профессиональных качеств при приеме на работу представителей тех специальностей, которые требуют определенных навыков при общении с людьми. Кое–где это практикуется, но в целом решают дело только такие анкетные данные, как образование, стаж и опыт работы. А также злополучный протекционизм.

А тому студенту–медику, профессию и жизненную дорогу которому выбрали любящие родители, я посоветовал срочно заняться любимыми железками. Несмотря ни на какие, порой кажущиеся непреодолимыми, обстоятельства.

vkt09@mail.ru

Советская Белоруссия № 35 (24665). Вторник, 24 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter