Глаза моего тогда еще маленького сына были ласково–просительными. Думаю, многие из нас помнят этот детский взгляд, замешанный на безобидном лукавстве. Просьба трехлетнего ребенка меня, признаться, удивила. Сын просил взять в наш семейный отпуск свою воспитательницу Терезу Иосифовну. Мотив был по–детски убедительным. Пожилая женщина никогда не была на море. И сейчас отчетливо помню эту воспитательницу — маленькую седовласую пожилую женщину с мудрыми, все понимающими глазами, которые лучились добротой. В детском саду ее любили. Абсолютно все дети без исключения. За щедрое сердце, за искренность и справедливость, которые малыши чувствуют тоньше, чем мы, взрослые. Еще она никогда не заигрывала с родителями. Понятно, малыши просто бежали в садик, без слез и капризов...
Выражаясь современным языком, воспитательница была абсолютно профессионально пригодным человеком. Тем не менее через какое–то время ее уволили. Отсутствие у нее высшего образования портило какой–то рейтинг детскому учреждению в масштабах района. Вспоминаю об этом случае всегда, когда сталкиваюсь порой с вопиющим отсутствием профессиональной пригодности. В разных жизненных ситуациях. Почему некоторые школьные учителя ненавидят своих учеников? Почему в детсадах иногда работают воспитатели, которым явно мешают маленькие дети, а в поликлиниках встречаются совсем равнодушные к чужой боли врачи? Не так давно познакомился с поваром школьной столовой, которая совсем не умела готовить.
Работаю со студентами каждый день и опытным глазом вижу разное. Становится радостно на душе, когда перед тобой сидит без пяти минут специалист, у которого имеются и достаточный багаж знаний, и необходимые душевные качества — такие как доброта, сочувствие к людям. Да, из этого студента выйдет в будущем отличный врач. Хотя бывает и так, что достаточно прочные и глубокие знания не подкреплены человеческими качествами. И тогда возникают сомнения, кто же получился в результате длительного учебно–воспитательного процесса...
Вообще, проблема профессионального выбора абитуриентов, на мой взгляд, как никогда актуальна. Ведь многие после получения диплома о высшем образовании просто забрасывают его на полку в шкафу, забывая и о потраченном впустую времени, и о немалых средствах, вложенных в образование родителями. Причины? Сам обладатель диплома убедился либо в ненужности заветной синей книжицы, либо в том, что «пошел не туда». Такова судьба многих специалистов, поневоле ставших жертвой «родительской профориентации». А ведь на обучение студента–бюджетника, помимо всего прочего, государство тратит немалые деньги.
Бесспорно, иногда в выпускном классе средней школы весьма сложно сделать выбор на всю жизнь при отсутствии необходимого жизненного опыта. Поэтому часто за ребят это делают мама с папой. Помогают и педагоги. Но все–таки решающее слово за родителями. Нет, я не против мудрого отеческого совета. Но вряд ли правильной является ситуация, когда за молодого человека выбор делают отец и мать без учета мнения, желания своего чада, его увлечений и привязанностей. Недавно встретил студента, который еле–еле учится, что называется, из–под палки на платном отделении медицинского университета. Вызвал на откровенность — выяснилось, что профессия врача ему не нравится. А «затолкали» в вуз и платят за обучение его родители–медработники, у которых вожделенная семейная мечта — чтобы сын стал доктором. Между тем парень оказался эрудированным, смышленым, хорошо разбирающимся в технике. Бросить вуз боится из–за возможного родительского гнева. Да и средства на обучение уже затрачены немалые. После разговора с ним стало ясно, что работать врачом он не будет. И такой пример, увы, не единичен.
Как избежать случайного выбора при приеме в вуз? На мой взгляд, один из путей — это тестирование на профессиональную пригодность в старших классах средней школы, а потом учет его результатов при поступлении при прочих равных обстоятельствах. Да и для родителей выводы такого теста могли бы быть аргументом в профессиональном выборе сына или дочери. Технически осуществить это несложно: центры тестирования имеются в каждой области. Можно проверять и первокурсников после первого года обучения. Когда студент увидит, что попал не туда. В этот момент важно ему подсказать, что жизнь, к счастью, многогранна и в ней много других дорог. И уж тем более можно и нужно сделать обязательной проверку профессиональных качеств при приеме на работу представителей тех специальностей, которые требуют определенных навыков при общении с людьми. Кое–где это практикуется, но в целом решают дело только такие анкетные данные, как образование, стаж и опыт работы. А также злополучный протекционизм.
А тому студенту–медику, профессию и жизненную дорогу которому выбрали любящие родители, я посоветовал срочно заняться любимыми железками. Несмотря ни на какие, порой кажущиеся непреодолимыми, обстоятельства.
vkt09@mail.ru
Советская Белоруссия № 35 (24665). Вторник, 24 февраля 2015