Нужна ли прививка от гриппа?

Выбор на острие иглы

О прививках против гриппа
За последние недели, наверное,  все родители школьников получили своеобразный медицинский привет — листочки, предлагающие дать согласие на прививку от гриппа. Кто–то их сразу отправляет в мусорное ведро. Кто–то, не задумываясь, заполняет нужные строки: чем плохо? И вот уходит твой ребенок в школу с таким информированным согласием и возвращается в печали: «А Ксюша сказала, что одной девочке сделали эту прививку и она теперь ни ходить, ни говорить не может!» Спрашивается, откуда у десятилетней Ксюши очень страшная история? От мамы. У мамы — из интернета. В интернете — из сарафанного радио. Дальше нить логической цепочки теряется... Как бы то ни было, теперь Ксюша на вакцинацию точно не пойдет. В полку противников прививок прибыло. И это накануне гриппозного сезона.


До его предполагаемого начала — почти 4 месяца, но, чтобы организм успел выработать защиту против инфекции, так потрепавшей нам нервы пять лет назад, медики очень рекомендуют сделать прививку до конца ноября. В этом году вакцинация будет масштабная: более 1 млн. человек иммунизируют за счет средств республиканского бюджета, 1,7 млн. — за счет местного, организации и предприятия собираются проспонсировать прививки еще минимум 700 тысячам работников плюс где–то 11 тысяч белорусов готовы выложить на это деньги из собственного кармана. В общем и целом получается, что за прививки против гриппа проголосуют свыше 3,5 млн. человек. По наблюдениям Натальи Шмелевой, заведующей отделением иммунопрофилактики Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, работодатели вообще проявили невиданную активность, уже к августу выделив средства на кампанию по вакцинации. Почему? Потому что, наверное, видят эффект, экономическую выгоду? В прошлом году, когда иммунизацией охватили 37 процентов населения, учебный процесс из–за гриппа не пришлось останавливать ни в одной школе, а заболеваемость ОРВИ в сезон была в 1,5 раза ниже, чем прежде. А значит, соответственно меньше было и больничных листов, и госпитализаций. В Минской клинической инфекционной больнице за год пролечились не более двух человек с осложнениями, которыми, собственно, и грозен грипп. Особенно для беременных и людей с избыточным весом. Они чаще всего поступают сразу в реанимацию...


Но если, по американской статистике, каждый пятый случай гриппа обрастает осложнениями и через 2 недели после пика эпидемии достигает точки кипения и проблема пневмоний, то понятие «осложнения от вакцины» даже не все медики признают. Наталья Шмелева говорит, что за всю историю эпиднадзора такое наблюдалось всего дважды. И оба раза молниеносно развившийся анафилактический шок был связан не с промашкой фармацевтов, а с неправильным назначением. Проще говоря, с человеческим фактором, от которого в иммунизации зависит 50 — 60 процентов успеха. Вакцину ведь важно правильно подобрать. Грамотно ввести, причем убедившись, что у человека нет аллергии на куриный белок, тот или иной антибиотик и он не переносит в данный момент простуду на ногах. А потом еще и полчаса контролировать его самочувствие. «Да это нереально идеальная ситуация!» — воскликнут некоторые. И будут, увы, отчасти правы. Хотя статистика беспристрастно свидетельствует: отступления от правил у нас не приводят к очень страшным историям, рассказанным девочке Ксюше.


Последнее время грипп вообще ведет себя не совсем по правилам. Затаился, в истошные новостные сводки не лезет, объявляется позже обычного и пакостит не особо. Как ни парадоксально, с одной стороны, нас в какой–то мере защищает треклятый «свиной грипп»: им в свое время многие переболели, в результате выработался естественный коллективный иммунитет. С другой — и количество сторонников прививок растет год от года. Задача на будущее — вакцинировать как минимум 40 процентов населения. Да, созданы современные противогриппозные препараты, но ВОЗ уже не рекомендует семьям самостоятельно налегать на них в качестве профилактики. Иначе их постигнет судьба тех лекарств, к которым вирусы прекрасно приспособились и теперь в ус не дуют. В общем, и перед бурей бывает затишье. Эпидемии приходят каждые 2 — 3 года, пандемии обрушиваются на человечество 3 — 4 раза за столетие. На наш век еще хватит. И никто же не поручится, когда и где «рванет». Сарафанное радио, удивительное дело, об этом тоже что–то не сообщает.


gabasova@sb.by


Советская Белоруссия №183 (24564). Четверг, 25 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter