Вверх на лифте, падающем вниз

В понедельник в 15.
В понедельник в 15.18 в Минское городское управление МЧС поступил сигнал тревоги из ОАО "Рыбокомплекс". Помощь требовалась рабочему, зажатому в лифте холодильного цеха. 21-летний грузчик оказался между электрокаром и кабиной грузового лифта. Парня освободили. В бессознательном состоянии он был доставлен в реанимационное отделение больницы скорой помощи. Врачи оценивают его состояние как средней степени тяжести, хотя диагноз у молодого человека довольно сложный - сочетанная травма (перелом обеих костей верхней трети предплечья, перелом правого бедра, черепно-мозговая травма средней степени тяжести, ссадины).

По рассказам очевидцев, в тот день пострадавший, исполняя свои обычные обязанности, опустил продукцию в грузовом лифте на первый этаж. Кабина двинулась вверх с частично находящимся в ней погрузчиком - он оказался на уровне верхней балки лифтовой двери. О силе, с которой молодого человека зажало между этой балкой и электрокаром, свидетельствует значительная деформация металлической балки.

Теперь следствию придется установить не только подробности произошедшего, но и его причины. А среди них, возможно, всплывут крупные нарушения правил техники безопасности на самом предприятии. Администрация "Рыбокомплекса" отказалась высказывать корреспонденту "СБ" свою точку зрения по этому поводу. Зато выходившие из здания рабочие рассказали, что все лифты предприятия старые и часто ломаются, а иногда даже "опасно дергаются и раскачиваются". В итоге из шести грузовых лифтов обычно работает не более двух. Видимо, это и есть самая "секретная" информация, которую так пыталось скрыть руководство. Степень ее достоверности докажет следствие, известно лишь, что роковой лифт грузоподъемностью 3.200 кг был изготовлен на Свердловском лифтостроительном заводе в начале 1976 года. Последнее техническое освидетельствование его проводилось 2 сентября 2002 года. Эксплуатация лифта была разрешена до 26 августа текущего года.

Следует отметить, что жалобы на неисправности лифтов очень часто поступают в редакцию. Люди сообщают о постоянных поломках, причем как в старых, так и в относительно новых домах. Например, жительница минской улицы Кропоткина рассказала, что в подъезде ее девятиэтажного дома лифт работает максимум два дня в неделю. Однако и в это время существует большая вероятность застрять в нем на несколько часов. И если кто-то может отказаться от экстремальной поездки, то, например, мама с коляской вынуждена каждый раз с замиранием сердца входить в кабину лифта.

После общения с жильцами случайно выбранных многоэтажек в минском микрорайоне Курасовщина, по улицам Старовиленской, А.Бачило, по Партизанскому проспекту вырисовалась вовсе не утешительная картина. Оказывается, приблизительно каждый третий лифт постоянно ломается, застревает, и, видимо специально для любителей особо острых ощущений, некоторые лифты при подъеме движутся не плавно, а скачкообразно. Прямо бесплатный аттракцион получается! Зашла по дороге в больницу скорой помощи, где разговорилась с женщиной - оператором грузового лифта. "Этот лифт старый, как я, - сказала мне пожилая женщина, - и он, и соседний постоянно выходят из строя. Например, сейчас второй лифт опять отключен из-за неисправности, потому что вчера я в нем застряла. Но у нас хорошие механики, они всегда приходят и освобождают. Долго сидеть в зависшем лифте не приходится", - успокоила меня собеседница. Сотрудники еще одного минского учреждения рассказали, что несколько месяцев назад один из четырех лифтов сорвался вместе с тремя пассажирами и полетел с 9-го этажа. Людей спасла сработавшая на уровне 4-го этажа система безопасности.

Глядя на наши лифты, понимаешь, что, к сожалению, даже системы безопасности не могут гарантировать сегодня надежной работы более половины из них. И зачастую пришедшие по вызову монтеры говорят открыто: "Скажите спасибо, что ваш лифт просто отключен и не работает, потому что если бы он был включен, то несчастного случая избежать удалось бы вряд ли". Потом они перечисляют ряд страшных причин - от износа троса до истекшего срока эксплуатации самого лифта. В итоге действительно оказываешься благодарным за сохраненную жизнь, потому что из двух зол обычно выбирают меньшее. Что же поделать, если такой вариант, как абсолютно исправный и безопасный лифт, нам мало кто предлагает.

Справка "СБ"

В прошлом году в Минске было установлено лишь 27 новых лифтов. В этом году правительство дало поручение "Могилевлифтмашу" увеличить количество выпускаемых лифтов, а Проматомнадзору - составить перечень лифтов, которые подлежат замене. В нынешнем году планировалось отремонтировать и заменить 200 лифтов. О том, будет ли выполнен этот план, станет известно лишь в конце года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter