Вторым делом — самолеты

В Беларуси строят беспилотные самолеты для системы зондирования Земли

Несмотря на то, что наш спутник еще только готовится к старту, Белорусская космическая система дистанционного зондирования Земли создана и действует — идет обработка поступающей информации от аппаратов, принадлежащих другим странам. Но не «погорячились» ли мы, назвав систему «белорусской космической»? Ведь перед объективом белорусского спутника территория республики будет находиться не более 3 процентов времени. Более того, чистым наше небо бывает чуть более 20 дней в году, а потому не стоит всерьез рассчитывать на регулярное слежение в оптическом диапазоне за одними и теми же объектами, то есть на мониторинг. Стало быть, если мы хотим не просто зарабатывать деньги на зарубежных заказах, что, конечно, приветствуется, а сделать дистанционное зондирование Земли эффективным инструментом решения практических задач собственной экономики, нужно одновременно развивать авиационный сегмент системы. Ведь, имея на борту практически ту же аппаратуру, что и космический аппарат, воздушное судно может летать и под облаками. Но о подобных планах пока никто не говорит.

— Всему свое время, — успокоил главный инженер предприятия «Геоинформационные системы» НАН Беларуси, заместитель главного конструктора Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли Олег Семенов. – Комплексная система должна появиться позже, когда нами будут отработаны методы и средства организации и обработки съемок, а потребители почувствуют вкус к этой информации, научатся пользоваться ею. А дальше как усиливающий фактор будут развиваться средства авиационного базирования, причем ориентироваться, скорее всего, следует на беспилотную авиацию, так как пилотируемая обходится на порядок дороже. Беспилотная авиация не выступает конкурентом космосу, а дополняет его в выполнении тех задач, которые более эффективно решаются с использованием авиационных средств, например при съемках в условиях облачности. Пока же, действительно, даже не обсуждается, на кого будут возложены заботы об авиационном сегменте системы. Но по уровню подготовки специалистов, вовлеченности различных организаций в решение множества проблем, связанных с дистанционным зондированием, больше всего для этого подходит Национальная академия наук Беларуси. Если вовремя озаботиться, то прототип такой целостной системы, включающий базовые средства, в том числе беспилотные летательные аппараты, целевую аппаратуру и наработанные комплексные технологии, может появиться уже года через три. А лет через пять система реально заработает на экономику.

Пока не разработана концепция, нет программы, не определены участники, нет и финансирования. Но на предприятии «Геоинформационные системы» уже сформировалась инициативная группа энтузиастов, которые взялись за разработку элементов системы и технологий дистанционного зондирования Земли на базе беспилотников. Конечно, строить самолеты – это не профиль предприятия, занимающегося информационными технологиями. Но поскольку входящие в группу молодые специалисты прекрасно знают требования, которые должны предъявляться к таким летающим платформам и целевой аппаратуре, знакомы с принципами конструирования, так как увлечены авиацией, умеют работать руками, то руководство предприятия поддерживает их творчество. Ведь все понимают, что для быстрого развития нового направления важно с самого начала иметь линейку полноценных летательных аппаратов, а не пытаться в последний момент наспех приспосабливать то, что кем-то строилось для целей, далеких от дистанционного зондирования.

Как авиамоделист в прошлом, могу подтвердить: то, что получается у творческой группы, возглавляемой инженером-программистом Денисом Волонцевичем, выглядит очень достойно. На разной стадии готовности у них четыре аппарата, в числе которых, например, в процессе изготовления находится аппарат взлетным весом 20 килограммов, проектируется модель и для более серьезной полезной нагрузки. Все эти «рабочие лошадки», выклеенные из стекловолокна, отличаются не только изяществом форм, но и прочностью, поскольку рассчитаны на самые жесткие условия эксплуатации.

Разумеется, сам планер самолета – это полдела. Поэтому в инициативном конструкторском бюро сейчас работают над совершенствованием бортовой информационной системы, алгоритмов и программного обеспечения управления полетом, прорабатывают компоновку наземной станции управления. Что же касается целевой аппаратуры, то сегодня на рынке много хороших предложений, и, по мнению специалистов, на первое время даже полупрофессиональные оптико-электронные системы, которые можно использовать для съемки с привязкой объектов к цифровой карте местности, вполне бы устроили разработчиков беспилотного авиационного комплекса. А затем к программе могли бы подключиться ОАО «Пеленг» и НИИ прикладных физических проблем Белгосуниверситета, которые имеют опыт разработки оптико-электронной аппаратуры для космических и авиационных аппаратов.

— Для того чтобы решать все задачи с минимальными издержками, необходимо сформировать национальную программу, которая исключит ведомственную разобщенность, — говорит Олег Семенов. – В таком случае будет легче организовать эффективное целевое планирование и управление съемками, использование получаемых данных. Заказы должен принимать единый центр, который организует работу таким образом, что за один полет можно будет отснять материал, например, для газотранспортного предприятия, лесников, МЧС, дорожников, автотранспортников, землеустроителей, картографов, гидрографов, сельского хозяйства и так далее. Заказчикам такие снимки обойдутся дешевле, чем в том случае, если бы каждый из них договаривался на эксклюзивное обслуживание. Меньше потребуется и беспилотников. Структуру системы следует строить по региональному принципу.

Впрочем, пока сама возможность летать – это проблема, требующая решения на законодательном уровне. Ведь сегодня беспилотные аппараты в наше небо подниматься не могут в принципе, а потому создатели такой техники, испытывая летные образцы, сразу же попадают в категорию злостных нарушителей Воздушного кодекса. Если, конечно, не замаскируются под юных авиамоделистов. Развязать этот узел и другие проблемы воздушного движения, считают разработчики Белорусской космической системы дистанционного зондирования Земли, следует как можно скорее, особенно в связи с предсказуемым развитием частной авиации. Обеспечить безопасность в новых условиях могут лишь современные подходы, которые должны упредить ситуацию в небе. Таким решением, по мнению ученых, должно стать создание в республике автоматизированной системы управления воздушным движением на базе геоинформационных технологий, навигационных комплексов, мобильных средств связи, включая спутниковые.

Инфографика: www.uav.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter