Чемпионы мира по шахматам: гении и сумасшедшие

Всё могут короли

В эти дни Астана исполняет роль известных Нью-Васюков — взгляды любителей шахмат и гроссмейстеров всей планеты прикованы к столице Казахстана. Здесь развернулась нешуточная битва: за доской сошлись россиянин Ян Непомнящий и китаец Дин Лижэнь. На кону звание 17-го в истории чемпиона мира. 

Такие матчи по определению редко бывают рядовыми, но есть все же те, что выбиваются даже из этого ряда. Нынешняя дуэль тоже имеет свой контекст. Ее главный лейтмотив в том, что чемпиона вполне могут объявить липовым, ненастоящим, сославшись на то, что звание короля оспаривают без действующего короля. Последние пять чемпионских матчей выиграл норвежский уникум Магнус Карлсен, который вот уж как десять лет ни на секунду не дает усомниться в своем превосходстве над претендентами. В 2021 году в Дубае Карлсен завоевал очередной титул. Не просто уверенно, а буквально разгромив нынешнего фаворита Яна Непомнящего по всем статьям — 7,5 на 3,5 очка! Кто знает, как было бы в этот раз, но норвежец решил пококетничать и, изобразив из себя уставшего гения, заявил: скучно, надоело, неинтересно — на сей раз без меня. Непомнящий и Лижэнь всеми силами пытаются сделать так, чтобы отряд не заметил потери бойца. Китаец — многосторонний универсал практически без слабых мест, один из самых ярких представителей нынешнего поколения. Россиянина называют современным Талем, и это о многом говорит. В первых партиях Дин Лижэнь наошибался как первоклассник, но без борьбы серию он все равно не сдаст. А пока спор продолжается, мы вспомним самых ярких шахматных королей прошлых лет.
 

Самый первый

Титул первого негласного чемпиона мира принадлежит бедолаге-французу Луи Лабурдонне. Именно он считался лучшим игроком на заре становления шахмат в Европе. Первый неофициальный поединок за звание сильнейшего состоялся в Лондоне в 1834 году. Лабурдонне встречался с британцем Александром Макдонеллом и вышел победителем. Француз был фанатично предан шахматам, являлся теоретиком и пропагандистом этой игры. Все силы и средства вложил в любимую страсть, промотал состояние и спустя шесть лет после завоевания титула остался совершенно без средств к существованию. Умер без гроша в кармане в Лондоне. 

Первый официальный

Титул главного шахматного гения Вильгельм Стейниц носил с 1866 года — он не знал себе равных за шахматной доской, обыгрывая всех и каждого. Именно Стейниц привнес в игру позиционный стиль, а в 1886 году навсегда вписал свое имя в историю: в первом официальном поединке за звание чемпиона мира этот австриец одолел Иоганна Цукерторта и затем еще трижды защищал титул, в том числе два раза и от посягательств первого российского претендента Михаила Чигорина. Поборов представителя Российской империи второй раз кряду, Стейниц заявил, что больше играть не планирует и не будет, но таки соблазнился возможностью потешить самолюбие и пополнить кошелек еще один разок. Решил доказать свое превосходство над подрастающей звездой Эммануилом Ласкером. Чемпиону на тот момент было 58 лет, претенденту — 26. Победила молодость, и Ласкер с тех пор не знал себе равных в течение 27 лет (дольше всех), пока не уступил Хосе Раулю Капабланке. 

Единственный непобежденный

Среди всех шахматных гениев Александр Алехин, пожалуй, самый противоречивый. Жизнь и судьба его здорово помотали: он был дворянином, воевал в Первую мировую, оказался контужен, угодил в немецкий плен, эмигрировал из Советской России, жил в Париже. А тут и Вторая мировая подоспела, в ходе которой Алехин сотрудничал с немцами… 

23 марта 1946 года ФИДЕ утвердила проведение матча за мировую шахматную корону между Алехиным (в последней защите титула он уверенно переиграл, взяв реванш, Макса Эйве) и советским шахматистом Михаилом Ботвинником. Но сыграть соперники не успели. В одном из ресторанов португальского Эшторила, подавившись мясом, умер посетитель. Им оказался легендарный Александр Алехин — единственный шахматист, который ушел из жизни в статусе действующего чемпиона мира. 

Первый советский

После смерти Алехина звание шахматного короля было разыграно между пятью сильнейшими гроссмейстерами. С этого времени контроль над состязаниями перешел в руки ФИДЕ. Если раньше чемпион мог самостоятельно выбирать соперников и определять условия матча, то нынче он был обязан защищать звание раз в три года в поединке с победителем претендентского цикла. Место Алехина на Олимпе занял Михаил Ботвинник. Именно с него начинается эра полного доминирования СССР в мировых шахматах: более двух десятилетий спор за чемпионство друг с другом вели исключительно советские умы, а корону за это время примеряли Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян и Борис Спасский. Но потом в шахматный мир ворвался ураган по имени Роберт Фишер.

Самый одиозный

Одни считают его психом, другие — величайшим гением. Правы и те и другие. Бобби Фишер прервал гегемонию советских шахмат, победив в 1972 году Бориса Спасского. Представителю СССР помогала играть целая бригада гроссмейстеров, Фишер же был в гордом одиночестве. Более того, казалось, матчу он не придавал никакого значения и, пока Спасский мучительно размышлял, склонившись над доской, преспокойно уходил покатать шары в находящийся рядышком кегельбан. Казалось, что перед ним само небо стелет красную ковровую дорожку и предлагает проследовать в рай, но вышло иначе. Корону у гения норовил отобрать молодой и дерзкий претендент Анатолий Карпов, а отобрал в 1975 году международный шахматный союз. Фишер отказался играть этот матч и просто исчез с шахматного горизонта, словно растворившись в пространстве. Он вынырнет из небытия спустя почти 20 лет, проведет неофициальный матч-реванш против Спасского, снова его выиграет, заработает 3 миллиона долларов и опять спрячется ото всех. В США великолепный Бобби не вернется больше никогда, заявив однажды, что презирает страну, которая целенаправленно и планомерно проводит геноцид других народов. Будет жить в Японии, но оттуда его депортируют. Обоснуется в Исландии. Фишер жил отшельником и отшельником этот мир покинул. На захудалом кладбище на скромной могильной плите чемпиона нет никаких надписей, кроме имени и двух дат — рождения и смерти. 

Самый политический 

«И вот они сидят: один, герой народа, что пьет кефир в критический момент. Другой — без имени и рода, с презрительною кличкой — Претендент!» За матчем Анатолия Карпова и сбежавшего из СССР диссидента Виктора Корчного следил весь мир. Это было противостояние двух миров, на карту в котором было поставлено если не все, то очень многое. Состоялось два сражения, и оба остались за Карповым, который поддержал реноме советской школы и на долгие годы стал главной шахматной суперзвездой.

Последний из могикан

С 1993 по 2006 год в мире шахмат произошел раскол, и единый чемпион не определялся. Первым же победителем объединительного матча, обыграв болгарского гроссмейстера Веселина Топалова, стал россиянин Владимир Крамник. С тех пор он еще два раза замахивался на титул, в поход за короной ходили также воспитанник белорусских шахмат Борис Гельфанд, россияне Сергей Карякин и Ян Непомнящий, но стать лучшими из лучших представителям стран с постсоветского пространства не удавалось. Нынче у Яна Непомнящего есть великолепный шанс вернуть утраченную гегемонию. Как думаете, удастся?

s_kanashyts@sb.by

Фото из открытых интернет-источников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter