Гость "СОЮЗа" - ректор Московского энергетического института профессор Николай Рогалев

Вся энергия Союзного государства

Сегодня, спустя 15 лет после подписания договора о создании Союзного государства, уже неактуальны рассуждения о "важности" и "нужности" этого решения. На смену праздным разговорам об интеграции приходит дотошный анализ происходящих в разных секторах экономики, культуры и социальной сферы процессов... Тема энергетической безопасности Союзного государства в этом плане пока еще непаханое поле. Обсудить ее мы напросились к ректору старейшего российского вуза - Московского энергетического института (или, как он сейчас называется, - Национального исследовательского университета "МЭИ"), доктору технических наук Николаю Рогалеву.

Николай РОГАЛЕВ.
Фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ


- Николай Дмитриевич, недавно в Минске вы приняли участие в "III Форуме Союзного государства вузов инженерно-технологического профиля". Скажите, насколько актуальна сегодня эта проблема?

- Энергетическая безопасность - всегда актуальная тема, независимо от того, покупает государство энергоресурсы или продает. Беларусь и Россия не являются исключением. Возьмем электроэнергетику. Еще совсем недавно система энергоснабжения была общей на просторах СССР, структура предполагала разделение задач между регионами в рамках большого государства. Все прекрасно функционировало. Потом связи нарушились, появились серьезные трудности, и каждый встал перед необходимостью самостоятельного обеспечения себя электроэнергией. Раньше, если, например, в Беларуси вдруг ощущался недостаток электроэнергии, то по "мановению руки" энергетического управления она легко перетекала из другого региона. В современных условиях понадобилось заново выстраивать отношения, что оказалось очень сложной и кропотливой работой. В рамках Союзного государства это делать проще, к тому же белорусы во многом сохранили существовавшую в Советском Союзе модель энергоснабжения. Пиковые нагрузки, возможные аварии и прочее - все эти проблемы в условиях тесной интеграции мы можем решать гораздо эффективнее.

- А если взять первичные ресурсы - газ, нефть?

- Здесь для нашего сотрудничества существуют не только огромные возможности, но и прямая необходимость, поскольку одна страна, скажем так, более богата ископаемыми, а другая менее. В таких условиях важны сбалансированные решения.

- Вы долго стажировались в США. Допустимы ли параллели в подходах к теме энергетической безопасности у них и у нас?

- Почему нет? Возьмем для примера соседа США - Канаду. Между этими странами примерно такие же отношения, как у России и Беларуси. Граждане говорят на одном языке, у них безвизовый режим, свободное передвижение рабочей силы, капитала, технологий и т.д. Но главное, в сфере построения энергетики общего у США и Канады больше, чем различий. Собственно, вся политика там направлена на расширение сотрудничества, но с одной целью - извлечь наибольшие взаимные выгоды. Для нас это очень хороший пример. Иными словами, нам у них есть чему поучиться.

- Чему же?

- Ну, скажем, умению создавать и внедрять энергосберегающие технологии.

- Но вернемся домой. Что, на ваш взгляд, сегодня главное в совместной работе по обеспечению энергетической безопасности Союзного государства?

- В Беларуси в полном разгаре строительство АЭС. И хотя до ее пуска еще есть время, перед белорусами уже сегодня остро встает задача подготовки кадров. И я знаю, что уже началось активное сотрудничество белорусов с российскими вузами: как эффективно подготовить современного инженера, какие профессии будут особенно востребованы...

- Полагаю, ваш вуз не остается в стороне?

- Напомню вам: первая в Европе кафедра атомных электрических станций была открыта именно в МЭИ, в 1956 году. То есть все, что связано с подготовкой кадров для АЭС, рождалось здесь, у нас. Накоплен громадный опыт. В учебную программу кафедры включены весьма специфические предметы: тут и физика ядерных реакторов, и теория переноса нейтронов, и парогенераторы АЭС, и обращение с радиоактивными отходами... Кстати, наша альма-матер всегда готовила специалистов и для европейских стран. Например, директор АЭС в Болгарии - наш выпускник. И если у кого-то из белорусских выпускников есть желание получить серьезное образование в области энергетики и атомной энергетики - добро пожаловать к нам.

Первая в Европе кафедра атомных электростанций была открыта в 1956 году в МЭИ.
Фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ


- Есть ли особенности поступления в МЭИ для белорусских абитуриентов?

- Никаких. Различаются правила поступления для россиян и иностранцев, но белорусские абитуриенты приравнены к россиянам.

- А ЕГЭ?

- Вместо него мы даем им возможность сдать обычные экзамены.

- Студент из Беларуси вправе рассчитывать на стипендию?

- Да.

- В своем выступлении в Минске на "круглом столе" на форуме "Энергетическая безопасность Союзного государства" вы сказали, что сотрудничество молодежи двух стран может послужить реальной основой для развития Союзного государства. Это для красного словца?

- В 90-е мы, бывшие граждане Советского Союза, серьезно разошлись, сейчас идет обратный процесс. Думаю, с помощью молодежи мы можем восстановить наши прежние отношения. Для этого юноши и девушки бывших республик СССР должны общаться, делать общие дела. Разве кто-то станет оспаривать, что связи и симпатии, рожденные в студенческие годы, остаются с нами на всю жизнь, а порой и формируют судьбу. Вузовская молодежь сейчас хорошая, умная, активная... Вот она и есть та основа, на которой можно построить все что угодно, а в нашем случае - Союзное государство.

- Для студенческого сотрудничества нужно создавать условия, механизмы...

- Безусловно, и они уже создаются. Скажем, мы возглавляем консорциум технических вузов, в него входят 27 высших учебных заведений, в которых студенты получают возможность обучаться по совместным так называемым гармонизированным учебным программам. Например, два года юноша учится у себя, а потом продолжает учебу в Москве. Или мы учим первый год в магистратуре, а выпускную работу он едет писать домой.

- Каковы, на ваш взгляд, пути дальнейшего развития сотрудничества в сфере энергетической безопасности Союзного государства?

- Энергетика - отрасль чрезвычайно капиталоемкая. Инвестор вам скажет, что вложившего сюда деньги ждут годы, пока вложения начнут окупаться. Наивно ожидать, что тебе повезет как на бирже. Поэтому с точки зрения энергетической безопасности и энергетики в целом, я думаю, должен быть план на долгосрочную перспективу сотрудничества в рамках Союзного государства, с конкретными задачами и ответственными структурами, со сроками исполнения. Думаю, что в процессе реализации этого плана вопрос, скажем, тех же самых скидок на энергоресурсы, предоставляемых Россией своему партнеру и вызывающий сегодня так много споров, отпадет сам собой. Как? Очень просто. Нужно лишь достигнуть требуемой эффективности энергопотребления, и уже не потребуется того количества газа, который мы поставляем белорусам сегодня. То же и в электроэнергетике. Во-вторых, думаю, важно отказаться от научно необоснованной идеи, что все в государстве должно быть свое. Принцип "все свое" позволителен только очень крупным и очень богатым странам. Хотя и в глобальной мировой экономике приветствуется международное разделение труда.

Визитка

Николай Дмитриевич Рогалев родился в 1962 году в Татарии. Окончил теплоэнергетический факультет МЭИ. В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 1998-м - докторскую. Стажировался в США в Институте инноваций, креативности и капитала. Сфера научных интересов - технологические и экономические проблемы топливно-энергетического комплекса. С 15 марта 2013 года - ректор МЭИ. Вуз включен в рейтинг 100 лучших вузов стран - членов БРИКС.

Александр БУШЕВ

bush@rg.ru

Советская Белоруссия № 27 (24657). Четверг, 12 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter