Всегда на высоте

Докричаться до Анны Ждановой практически невозможно, поэтому прораб связывается с ней по рации: "Спустись, пожалуйста, вниз.
Докричаться до Анны Ждановой практически невозможно, поэтому прораб связывается с ней по рации: "Спустись, пожалуйста, вниз. К тебе журналисты приехали". С нашей стороны, наверное, это не самый галантный поступок - ради праздничного восьмомартовского репортажа заставлять одну из поздравляемых шнырять туда-сюда по крутой лестнице с 50-метровой высоты. Да и вообще, подумалось, это вполне по-мужски - отправить на такую верхотуру миниатюрную беззащитную женщину, чтобы отдувалась там, в кабине 53-метрового башенного крана КБ-503,за все строительство. Зазевается машинист крана с бадьей с раствором - застопорится и вся работа.

Но "миниатюрная беззащитная женщина" неожиданно ловко для представительницы лучшей, но слабой половины человечества преодолела расстояние до земли. Подумать только - а ведь эта невысокая, улыбчивая женщина, которую можно представить скорее в роли гостеприимной хозяйки за щедрым столом с самоваром, еще и с легкостью управляется с многотонным колоссом, запросто жонглируя неподъемными грузами. "А мне, когда говорю о своем месте работы, как правило, сразу и не верят, - говорит Анна. - В свое время я, возможно, тоже не поверила бы этому. Но жизнь распорядилась так, что среди других специальностей остановила свой выбор именно на этой".

Анна Жданова работает крановщицей аж с 1978 года. Боязни высоты, говорит, не было с самого начала. Возможно, свою роль сыграло то, что в детстве занималась прыжками на батуте. Хотя, говорит, с вновь прибывшими случаются разные казусы. Если у тебя боязнь высоты, то это надолго. Бывало, вцепится такой бедолага в перила на середине пути, и невозможно ничего сделать: страх парализует. Некоторым молодым машинистам хватало нескольких дней, чтобы убедиться - это не его. Не каждому по силам работать под психологическим прессом ежесекундного ощущения соседства с пропастью. Но еще более серьезным грузом является осознание ответственности за безопасность людей внизу, когда малейшее неверное движение может привести к трагедии. Не случайно достаточно велик отсев среди желающих получить эту специальность. В ПТУ N 31, где готовят машинистов башенных кранов, например, в этом году проходной балл составил 4,2.

Практика работы женщин машинистами высотных кранов, кстати, если и не стала правилом, то далеко и не исключение. Сейчас на Минском участке эксплуатации ОАО "УМ-79" (это управление механизации заведует всеми башенными кранами) трудятся более 40 женщин-крановщиц. По словам заместителя начальника участка Анатолия Данькова, представительницы прекрасной половины по своим профессиональным качествам еще могут дать фору мужчинам. Они более дисциплинированны, собранны, внимательны. А для машиниста крана это чуть ли не самые востребованные качества.

Неожиданно (прежде всего для самого себя) прошусь залезть наверх ознакомиться с условиями труда героини материала. При этом храбрюсь и предостережения прораба мужественно парирую заверением, что вертолетом эвакуировать меня с крана уж точно не придется. Начинаем с Анной восхождение, и тут совсем некстати просыпается инстинкт самосохранения. Вот здесь и здесь, говорит он, можно так оступиться, что запросто улетишь обратно к прорабу. Стараюсь не слушать этого зануду, но руки на каждой перекладине начинают инстинктивно сжиматься сильнее. Делюсь первыми впечатлениями с Анной. Она понимающе выслушивает, но уверенно возражает: защитные меры здесь полностью соответствуют правилам техники безопасности, поэтому сорваться вниз можно только, имея соответствующее нездоровое желание. Чем выше поднимаемся, тем ощутимее ветер. В голове тусуются всякие журналистские красивости, вроде - "для меня это восхождение сродни поступку, а вот для этой простой женщины со стройки такие "поступки" - обычная, рутинная работа". Бросаю неосторожный взгляд вниз и вместе с порцией адреналина рождается мысль - что, дескать, не мешало бы и мне в это время заниматься своей обычной рутинной работой за компьютером, а не подниматься на высотные объекты города-героя Минска.

И вот мы на месте. Убранство кабины проще простого. Сиденье в центре, по бокам по два рычага с табличками "Поворот. Вправо. Влево", "Каретка. Назад. Вперед" и т.д. Еще радиатор для обогрева (на семи ветрах жарко не бывает) и - чуть не забыл - кипятильник в банке с водой, чтобы корреспондента попотчевать чаем. Все. Для залетных репортеров, прямо скажем, места там не предусмотрено. Не долго думая, я попросту уселся на корточки в углу возле входной двери, но был пересажен в познавательных целях в кресло крановщика. "Вот так поворачивается стрела, - Анна предлагает мне нажать на один из рычагов. - А вот через это маленькое окошко под ногами я всю смену смотрю за стройкой". Изгибаюсь вопросительным знаком и пытаюсь рассмотреть, что творится внизу. Миниатюрные строители копошатся на месте подземных гаражей будущего дома (идет так называемый нулевой цикл стройки), но конкретнее разобраться в характере их работы без бинокля затруднительно. Нет, увольте, в машинисты крана я бы не пошел. Даже пару минут такого наблюдения стоят немалого напряжения, а ведь Анне, как и ее коллегам, нужно так сидеть всю смену. "В нашей работе главное - это голова и руки, - рассказывает моя собеседница. - А еще, водители меня поймут, нужно чувствовать машину. Сейчас, пока стройка только на начальном этапе, работы у меня немного. А вот потом начнется... Строителей ведь много, а кран один. Целый день в полной концентрации провести непросто. Женщины у нас редко дорабатывают до пенсии, уходят раньше. Во-первых, становится тяжело подниматься. Во-вторых, со временем приходят болячки, связанные с постоянной нагрузкой на позвоночник".

По правилам, машинисты башенных кранов имеют право зимой через каждый час устраивать технологический перерыв, чтобы глаза отдохнули (от обилия белого цвета они особенно устают). Еще крановщики обязаны прекращать работу, когда сила ветра достигает 12 метров в секунду. Переждать шквал наверху или спускаться - решают сами. Мало приятного, конечно, спускаться по шатким ступенькам, когда ветер рвет и мечет. Но несчастных случаев на производстве практически не бывает. В управлении механизации припомнили разве что одну историю, произошедшую несколько лет назад на улице Жудро. На кране загорелся двигатель и растерявшаяся женщина-машинист в спешке сорвалась со ступенек, пролетев несколько метров.

"На самом деле в нашей работе нет ничего особо экстремального, - говорит Анна. - И в обычной жизни мы, уверяю, такие же, как и все. Хотя иногда приходится слышать: стройка, грубая работа... Почему вы думаете, что у нас не может быть обычного досуга? Я, например, очень люблю читать. В последнее время потянуло на классику, потому как от бульварной литературы в душе ничего, кроме осадка, не остается. Муж у меня, кстати, тоже строитель-высотник. Любим вместе выезжать на природу. Отпуск предпочитаем проводить на море... На самом деле даже сама работа рождает в душе романтическое настроение. Вы только представьте - поднимешься наверх утром и смотришь, как город просыпается. Картина - сказочная. Особенно приятно от мысли, что среди этих "красок" есть и твой мазок".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter