Всегда ли прямой путь - самый короткий?

Завтра в Палате представителей пройдут слушания по проблемам агропромышленного комплекса.
Завтра в Палате представителей пройдут слушания по проблемам агропромышленного комплекса.

Но до последнего момента даже главный инициатор и идейный вдохновитель этих слушаний - председатель Комиссии Палаты представителей по аграрным вопросам Александр Азарченков - затруднялся назвать точную дату их проведения. А все потому, что между парламентской комиссией и Советом Министров на протяжении нескольких последних недель шли не то переговоры не то торги: правительство в лице заместителя Премьер-министра Александра Попкова предлагало организовать слушания позже, аргументируя это тем, что правительство новое и что многие его члены еще не готовы ответить на ряд вопросов депутатов. Но парламентарии настаивали, прекрасно понимая, что "позже" - это в лучшем случае очередная весенняя сессия. А тогда для обсуждения аграрных проблем просто не будет времени: решение тактических вопросов посевной кампании вновь отодвинут разработку стратегии развития сельскохозяйственного комплекса страны на неопределенный срок.

По мнению А.Азарченкова, сегодня единственно верной стратегией и тактикой можно считать незамедлительное выполнение принятого Совмином в ноябре текущего года постановления "О дополнительных мерах по реализации программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь до 2005 года".

- Увы, - констатирует депутат, - но пока у правительства не было времени его выполнять. 13 ноября документ подписал Премьер-министр Геннадий Новицкий, а на прошлой неделе состоялось лишь первое совещание у вице-премьера Александра Попкова. Кстати, в правительство переданы программы по санации хозяйств из областей. Как известно, по предложению Президента регионам предоставлено значительно больше полномочий.

Казалось бы: правительство "в теме", есть программа совершенствования агропромышленного комплекса - зачем же проводить в Овальном зале слушания, на которых вновь и вновь будут обсуждаться одни и те же вопросы, звучавшие и вчера, и несколько лет назад?

Но Александр Азарченков считает, что настало время иных решений - современных, а значит, наиболее эффективных

: - Проблема банкротства актуальна не только для промышленного производства, но и для сельского хозяйства. Речь идет о тех колхозах и совхозах, чьи реалии - это долги перед государством и коллективами и полное отсутствие рентабельности. Мы уже подготовлены к разрешению таких вопросов законодательно - принят Закон "О банкротстве". Есть и "инструменты" - в Беларуси готовят антикризисных управляющих. И не только для промышленности, но и для агрокомплекса. Кстати, зная, что в Витебской области такие специалисты есть, я как-то попросил привести хотя бы один пример применения этой процедуры на практике. Говорят, что попытки были, но не более того. У колхозов и совхозов своя специфика: кроме работников, там есть еще и пенсионеры, которые отдали хозяйству все силы. И если банкротство колхоза будет объявлено де-юре, то решать их проблемы будет просто некому.

Поэтому на слушаниях, по мнению А.Азарченкова, необходимо обсудить и этот вопрос: как параллельно с реформированием сельхозпредприятий (а еще лучше, и с некоторым опережением) в рамках сельских и поселковых Советов создавать коммунальную службу.

Лишь отделив производство от решения ежедневных социальных проблем, можно реформировать село. Кстати, Александр Азарченков уже предложил, чтобы в проекте Налогового кодекса было зафиксировано освобождение таких служб от налогов

: - Мне говорят: а их еще нет. Но мы-то знаем, что без них не обойтись! Значит, нужно действовать на опережение. Административный ресурс на селе себя изжил, да и ценовой фактор - небезызвестный паритет цен - не поможет. Без реформирования и изменения форм собственности сегодня ничего не изменится: нужно разрешить брать хозяйства в аренду, акционировать предприятия не на словах, а на деле. Нужно законодательно закрепить права и обязанности новых собственников, чтобы не плодить временщиков. Тогда и государственная поддержка будет адресной и действенной. Кстати, я внес в проект бюджета 2002 года и свои предложения по снижению единого налога с 5 до 2 процентов. Да и отчисления в Фонд поддержки сельхозпроизводителей необходимо увеличить до 1,5 процента - тогда мы хоть чем-нибудь сумеем помочь сельскому хозяйству. Ведь в целом бюджетная поддержка села в сравнении с прошлым годом уменьшилась на 28 процентов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter