Все включено

Анатомия бизнеса

Анатомия бизнеса


В разгаре — следствие. Руководитель одного из гомельских обществ с дополнительной ответственностью арестован. 38–летний коммерсант обвиняется в мошенничестве: «выставлял» на продажу микроавтобусы вместе с маршрутами, на которых работала фирма.


Несколько лет стажа общественных автоперевозок, около 5 маршрутов на обслуживании. До сих пор претензий к частному предприятию не было. Пока не появилось заявление в милиции, что его владелец предлагает приобрести у него микроавтобусы, а вместе с ними возможность после сделки выходить на маршруты, которые обслуживает его фирма. Из–за привлекательной «нагрузки» в виде гарантированного заработка такая машина получалась дороже где–то в полтора раза. Но обратился потерпевший в правоохранительные органы только потому, что остался и без денег, и без автомобиля.


— 13 тысяч долларов обвиняемый взял, а вот машину не отдал, — обозначают состав преступления в следственном отделе Советского РОВД. — Пока у нас два факта подобного мошенничества со стороны руководителя частной организации. Но есть информация, что их больше. А то, что к машинам «прилагался» еще и маршрут, выяснилось в ходе разбирательства.


О том, что перепродажа маршрутов в принципе невозможна, мне объяснил начальник транспортной инспекции по Гомельской области Сергей Чучвага:


— Маршрут — не собственность. Продать можно только автомобиль. Чтобы получить право осуществлять на маршруте регулярные пассажирские перевозки, необходимо заключить договор с заказчиком, которым выступают местные органы власти. В свою очередь, получить право на маршрут можно только на конкурсной основе.


Рискну предположить, что руководитель фирмы это тоже понимал. Коммерсант, по всей видимости, предлагал водителю прийти на работу, предварительно купив у него микроавтобус, задействованный на маршруте, с правом трудиться на нем уже в составе ОДО.


Почему же этот путь оказался востребованным? Надо думать, из–за того, что попасть в общественные городские перевозки водителю «с улицы» сегодня не так–то просто. Рынок в Гомеле давно распределен: 25 маршрутов и 368 автомобилей. Все занято. «Вакансии» появляются лишь в одном случае: если перевозчика лишили лицензии за какие–либо нарушения.


— Да, маршруты заполнены, и расширение пока не планируется, — констатирует начальник отдела транспорта, коммуникации и экологии Гомельского горисполкома Вячеслав Петров. — Подчеркну, что распределение маршрутов мы проводим только через конкурс. Ближайший запланирован на ноябрь. Две фирмы были лишены лицензий из–за того, что пассажирам не выдавали билеты. Поэтому образовалось 12 свободных мест на маршрутах.


— Каков шанс у индивидуального предпринимателя, решившего начать бизнес в одиночку?


— Во внимание прежде всего берется автомобиль: его безопасность и комфортабельность. В этом плане шансы и у ИП, и у фирмы практически равны. Но дополнительные баллы получают те перевозчики, которые имеют резервные автомобили на случай поломки, ремонтную базу, безупречный опыт работы...


Гомельская областная организация профсоюза работников различных форм собственности «Садружнасць» в этом не видит ущемления прав. Считают, что «одиночкам» лучше покинуть рынок ради безопасности.


— Это уже не современный подход, — уверен и.о. председателя областной профсоюзной организации Виктор Елфимов. — Есть требования продолжительности рабочего дня, есть проблемы поломок и не выходов на маршруты... В этом бизнесе нужно объединяться. Или (наша твердая позиция) вернуться к механизму найма людей на работу: пусть два, три человека — не только родственники — работают на ипэшника. Это, пожалуй, единственный шанс мелкого предпринимателя остаться на рынке подобных услуг, не вливаясь в крупную фирму.


А по поводу конкуренции на рынке автоперевозок в Гомеле сегодня в «Садружнасцi» впервые за последние годы говорят без всяких сомнений — она выглядит вполне здоровой. Представители профсоюза входят в городской совет по пассажирским перевозкам. Заверяют, что любые вопросы, в том числе конкурсного отбора, решаются быстро и прозрачно. Другое дело, что, видимо, не все проблемы, с которыми сталкиваются водители внутри фирм, становятся публичными, оказываясь на свету лишь тогда, когда ситуация граничит с криминалом.

 

Фото Игоря ЕРЕМКИНА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter