Как удается руководителям штабов дирижировать марафоном предвыборной кампании?

Все в одинаковых условиях

У кандидатов в Президенты сейчас жаркие деньки. Поездки по регионам, встречи с избирателями, пикеты, интервью, подготовка к теледебатам... Сложный и практически круглосуточный марафон. Им должны дирижировать руководители штабов. Насколько это удается? Беседуем с Михаилом Образовым, начальником предвыборного штаба кандидата в Президенты Николая Улаховича.

— Михаил Евгеньевич, поправьте меня, если ошибаюсь: на этих выборах на ключевых ролях вы единственный новичок. В основном ваши коллеги, возглавляющие штабы других кандидатов, имеют либо серьезный управленческий опыт, либо опыт политических кампаний...

— Нынешние выборы для меня и первые, и не первые. С 2000 года я постоянно участвую в предвыборных гонках. Я работал в блоке Александра Лукашенко. Но вот если говорить о моем опыте управленческой работы и высоте должностей, то, скажем, с Марианной Щеткиной мы можем сравниться. В 2006 году я был председателем Республиканского профсоюза работников госучреждений, а эта должность у нас по иерархии приравнивается к должности министра. Можно сказать, что у меня в подчинении были 150 тысяч человек.

— Почему поддерживаете Улаховича? Вы тоже в казачестве?

— Мы с ним сотрудничаем уже лет двадцать, наверное, ну и дружим, конечно же. Он знал, что у меня есть опыт в политике, что я могу при случае подставить ему плечо. Есть такая истина: старый конь борозды не испортит. Пусть он и мелко пашет, но зато делает это постоянно и без ошибок.

Нет, я не в казачестве. В группе поддержки Улаховича далеко не все казаки. Там, кстати, в большинстве своем представители Белорусской патриотической партии (БПП).

— Сколько человек трудится в предвыборном штабе?

— Структурно все выглядит так: 5 — 7 человек в центре и 27 человек на местах — в областных городах и крупных райцентрах, таких как Орша, Борисов, Бобруйск. Ну и, конечно же, наши добровольные помощники, это достаточно активная группа.

— Сейчас те выдвиженцы на президентский пост, которым не удалось собрать нужное количество подписей, щедро выдают порции критики в адрес действующей власти, мол, им не давали работать. Были ли сложности?

— Проигрывать, особенно мужчинам, нужно достойно. Проиграл — не говори потом, что кто–то тебе помешал. В прежних кампаниях, а нынешняя уже пятая по счету в нашей истории, не было, наверное, обеспечено столько равных для всех выдвиженцев и кандидатов условий, сколько сейчас. И места для пикетов нам определили самые выгодные, и по квартирам и общежитиям ходить никто не мешал, были все возможности для встреч с избирателями. Условия были самые равноправные, причем не было никакого давления сверху, никаких притеснений. Просто надо было показать, на что ты способен, и когда у некоторых выдвиженцев по итогу было нечего считать, они тут же начали называть выборы «цирком» и «фарсом» и кричать о неравноправности условий. А какие неравные условия? Наши пикеты стояли рядом с пикетами Калякина, Лебедько, Терещенко — буквально в нескольких метрах. Мы были в таких же условиях. Единственное, что могло оказать давление на всех, — это солнце. Август жаркий выдался, и 37 градусов по Цельсию под палящими лучами мало кто выдерживал.

Здесь, видимо, говорит обида. Они много лет в политике и на первых ролях в своих партиях находятся, но от электората им пришла увесистая пощечина. Почему–то вспоминается крыловское «а вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»...

— С политической программой Николая Улаховича, в принципе, все понятно. Конкуренты восприняли ее достаточно сдержанно и спокойно, не критикуют. А что вам не понравилось в программах оппонентов Николая Дмитриевича?

— Некоторые кандидаты в Президенты приводят, я бы сказал, излишне популистские доводы. Вот, звучало предложение создать миллион новых рабочих мест. Вдумайтесь в эту цифру — миллион! Это при том, что у нас в стране трудоспособного населения всего 4,5 млн. Даже если предположить, что предвыборное обещание сбудется, откуда, спрашивается, взять кадры для того, чтобы заполнить эти места?

— Говорят, мол, нынешняя предвыборная кампания проходит скучно. Кандидаты обмениваются мелкими уколами в адрес друг друга — вот, пожалуй, и все...

— Это нормально. Значит, наше молодое государство взрослеет. Ведь когда у нас происходили бурные всплески, такие как палаточный городок на Октябрьской площади в 2006 году или штурм Дома Правительства в 2010–м, — это все были болезни роста. Мне пришлось много покататься по свету — по Западной Европе, США. Когда люди узнавали, что я родом из Беларуси, у меня часто спрашивали: «А что это у вас все там так накалено? Что вас не устраивает?»

Теперь вряд ли спросят. Просто мы становимся более цивилизованными. Поэтому когда некоторые политологи и наблюдатели говорят, что в стране идет «скучная президентская кампания», то возникает встречный вопрос: а почему интерес непременно должен заключаться в том, что кто–то с кем–то схватился за грудки? В том, что кто–то кого–то оскорбил, а тот в отместку подал в суд? В том, что чей–то помощник сорвал листовку конкурента или подрисовал тому на плакате рога и написал нецензурщину? Такого нет потому, что мы совершенствуемся и растем. Да, это не слишком привычно после 20–летия бурных всплесков и «площадей», но это пора принять. Даже Олег Трусов, один из создателей БНФ, как мне представляется, потерял свой радикализм. Он недавно в эфире ток–шоу «Дело принципа» так и заявил: «площади» у нас не будет. Ведь ее организовать невозможно, потому что есть у нас пример киевского Майдана и результата, к которому тот привел.

Наверное, именно украинский политический кризис для нас и является той охранной грамотой, которая будет белорусов беречь. Но и кандидаты в Президенты, и главы штабов, и доверенные лица в данной ситуации должны постараться сделать так, чтобы наша страна продолжала оставаться островком спокойствия в очень бурном окружающем мире. Да, стратегически все четверо кандидатов на высший государственный пост выступают за мир, за порядок и за спокойствие, вот только подходы к этому у всех тактически разные.

— По вашему мнению, как будет финишировать президентская гонка?

— Все кандидаты будут соревноваться друг с другом только в части своих политических платформ и программ. Причем все это будет происходить в рамках общечеловеческих ценностей — без оскорблений, радикализма и излишнего эпатажа. Но при этом интерес электората к выборам будет высоким. Ведь даже данные известного многим (понятно, надеюсь, о чем я говорю) литовского Независимого института социально–экономических и политических исследований показывают: 86 процентов избирателей на участки в день голосования точно придут. И, уверен, сделают правильный выбор!

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 190 (24820). Суббота, 3 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter