Все поставлено на карту

Какие преимущества у электронных проездных перед бумажными

В апреле начнется продажа электронных проездных на автобусы, троллейбусы, а также совмещенных с метро

Еще пару месяцев назад валидатор для нас был лишь непривычным и красивым словом. Сегодня оно уже вошло в речевой обиход, а сам аппарат — в непосредственное пользование. С начала февраля пассажиры минских трамваев прикладывают к валидаторам новенькие проездные — бесконтактные смарт-карты. А электронными компостерами начали пользоваться еще раньше.

Прошел месяц. Как прижилась автоматизированная система оплаты проезда? Когда появятся смарт-карты на все виды транспорта? И какие новшества готовят транспортники к ЧМ-2014?

Не волнуйтесь, идет «перепрошивка»

— Автоматизированная система — многоуровневая и довольно сложная, ее внедрение — не одномоментное действие. Появление новых устройств в транспорте — лишь небольшая видимая часть проделанной работы, — говорит заместитель гендиректора КУП «Минсктранс» Андрей Паплевка.        

Однако не все понимают, что масштабные проекты в один момент не реализуются и что пробы и ошибки неизбежны. Поэтому, когда видят неисправный валидатор, торжествующе кричат: «Ага, не работает!»

— Система пока в режиме апробации. А это значит, периодически мы настраиваем программу электронных устройств. Причем дистанционно и когда транспорт на маршруте. Если валидатор или компостер не работают, скорее всего, в эти минуты идет их «перепрошивка», — объясняет Андрей Анатольевич. — Но даже если один из компостеров какое-то время бездействует, пассажир ведь может воспользоваться другим. А когда не действуют все — автобус или троллейбус просто не выйдет на маршрут.

Как, к примеру, не выходят сейчас из депо некоторые трамваи — пионеры апробации системы. Первые две недели вагоны на маршрутах меняли чуть ли не ежедневно.

— В конце почти каждой смены мы собирали неприятный «урожай»: затолканные в электронные компостеры фантики, фольгу, жвачки, — рассказывает замдиректора трамвайного парка Алла Пенюшкина. — Водитель узнает о проделках пассажиров сразу же: экран с расписанием остановок (в его кабине) сообщает, что одно из устройств дало сбой. Он информирует диспетчера, и когда трамвай, сделав оборотный рейс, заходит в парк, аппарат быстро «приводят в чувства». А смена машин идет без сбоев в расписании.

Метро и СМС-жетоны

Электронными компостерами пассажиры пользуются уже вовсю. За доли секунды устройство ставит на талоне печать: дату, время, маршрут, вид транспорта. А вот новые проездные есть еще не у всех. Напомним: бесконтактные смарт-карты (БСК) выпущены в реализацию с февраля и пока только для трамваев. За месяц их продано больше 3300 (примерно столько же реализовывалось и бумажных проездных). С марта выпущены карты и на разовые поездки: по желанию выбираешь их количество — 5, 10, 20, 30, 40, 50 или 60.

Если имеешь при себе БСК и при этом не авторизовался при входе — это все равно считается неоплатой проезда. Смарт-карты срабатывают в пяти сантиметрах от валидатора, так что можно прикладывать их, не вынимая из кошелька. Правда, некоторые из тех, кто уже пользуется карточками, говорят, что оплата на валидаторе иногда не отбивается. Редко, но такое бывает. В «Минсктрансе» заверяют: с началом промышленной эксплуатации системы эта проблема исчезнет.

В апреле планируется выпустить смарт-карты и для остального наземного транспорта плюс совмещенные с метро, а в последующем и с городской электричкой (но это ближе к началу чемпионата мира по хоккею). Также оплатить проезд в метро можно будет с помощью обычного телефонного СМС. На некоторых станциях уже установили тестовые терминалы. Они тоже не сложны в использовании. Подносишь экран телефона с СМС-ответом к турникету — и терминал вмиг считывает оплату. Это удобно, когда нет наличных денег.

В августе автоматизированная система будет введена полностью, на всем общественном транспорте Минска.

Оплатить проезд через банкомат

Так какие же преимущества у электронных проездных перед бумажными?

— Во-первых, гибкая оплата проезда. Хочешь — на месяц проездной бери, хочешь — на пять поездок. Причем активируются они с любой даты. Также, купив смарт-карту, можно будет оплатить проезд на одном виде транспорта на месяц, а на остальных — любое число поездок, так сказать «поштучно». Это и есть единый электронный проездной, — объясняет заместитель гендиректора «Минсктранса».

Карта сможет вмещать до шести разных тарифов: по количеству поездок, времени, расстоянию. Пассажир, приложив ее к валидатору при входе в салон и при выходе, оплатит лишь расстояние, которое проехал. А когда поднесет БСК к валидатору повторно — узнает баланс: сумму или оставшееся число поездок.

В первый раз необходим залог за карту в 12 тысяч рублей, в последующем лишь пополняешь баланс посредством терминалов в киосках «Минсктранса». Транспортники обещают: со временем это можно будет делать также с помощью обычных банкоматов, оснащенных купюроприемниками.

С нами едет ревизор

И, пожалуй, самый волнующий вопрос: станем ли мы вследствие нововведений больше платить за проезд?

— Между внедрением системы и тарифами нет прямой зависимости, — подчеркивает Андрей Паплевка. — Наоборот, уменьшим некоторые затраты. За счет исключения штата кондукторов, снижения расходов по реализации билетов, оптимизации маршрутов.

Вероятнее всего, многие из кондукторов без работы не останутся. В «Минсктрансе» им предложат перепрофилироваться. Например, планируется расширить штат контролеров и ревизоров службы. Но некоторое время кондукторы по-прежнему будут продавать талоны в транспорте и объяснять пассажирам, как пользоваться новыми устройствами. Это, к слову, делает сейчас и речевой информатор в автобусах. В трамваях демонстрируется ролик на экранах.

После полного введения автоматизированной системы мониторить пассажиропотоки будет проще и, соответственно, получать общую объективную картину: какие маршруты наименее или наиболее востребованы и в какое время. В результате они станут еще более ориентированными на пассажира. И это хорошо. А к хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Так что транспортные новации, очевидно, приживутся. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter