Терминологию и инструментарий в интеграционных соглашениях целесообразно унифицировать

Все направления важны

Терминологию и инструментарий в интеграционных соглашениях целесообразно унифицировать



Сергей СИВЕЦ, заместитель директора — руководитель Института правовых исследований белорусского Национального центра законодательства
и правовых исследований
Союзное государство — одно из наиболее эффективных интеграционных образований на постсоветском пространстве.

В соответствии со ст. 2 Договора о создании Союзного государства эффективная межгосударственная интеграция предполагает формирование единой правовой системы. С одной стороны, определяется необходимость сближения национальных законодательств, а с другой — закрепляется возможность принятия нормативных правовых актов Союзного государства.

Необходимость проведения гармонизации и унификации закреплена не только в правовых актах Союзного государства, но и в национальном законодательстве. Концепцией совершенствования законодательства Беларуси предусматривается, что эти процессы должны носить характер скоординированного, научно обоснованного и взаимообогащающего развития, а не механического заимствования и использования правовых норм иных стран.

Очевидно, что в первоочередном порядке гармонизации и унификации подлежали гражданское и бюджетное законодательство, законодательство в сфере транспорта, банковской деятельности, страховании, труде и занятости населения,  здравоохранении, образовании.

Так, постановлением Совмина Союзного государства была утверждена Программа совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. Основой для сближения законодательства в социально-трудовой сфере стала Концепция социального развития Союзного государства (сейчас действует Концепция социального развития Союзного государства на 2011—2015 годы). В рамках ее реализации проводится совместная работа по гармонизации национального законодательства в сфере образования и формированию нормативной правовой базы общего образовательного пространства.

Деятельность по дальнейшей гармонизации и унификации законодательства определена и в Приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014—2017 годы), в частности, в таких сферах, как миграционные процессы, образование, транспорт.

Однако сегодня в достаточной степени не гармонизировано и не унифицировано законодательство в ряде других областей: налогообложении, информационной безопасности, научно-технической и инновационной деятельности, охране историко-культурного наследия.

Что нужно предпринять для дальнейшего развития правовой интеграции? Во-первых, целесообразно унифицировать ее терминологию и инструментарий в интеграционных соглашениях и иных актах, в противном случае цели не только могут быть разными, но и прямо противоположными. Во-вторых, правовая интеграция имеет двоякую направленность: с одной стороны, она нацелена на создание единой системы, в которой функционировал бы особый (наднациональный) порядок со своими целевыми установками, принципами, источниками, механизмами реализации норм, с другой — возможно достижение единообразия в национально-правовом регулировании через межпарламентское сотрудничество, типовые и модельные законодательные акты. Так или иначе, оба этих направления не являются взаимоисключающими и требуют, в свою очередь, их дальнейшего сближения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter