Все могут короли

Historia inkognita

Конечно, короли редко бывают вольны в делах сердечных, однако чтобы не делать из этого утверждения сентиментального штампа, стоит признать, что едва ли кто–то когда–то ограничивал их в сторонних связях, пускай иногда и тайных. Все возможности для этого у королей были. Делало ли их это счастливыми? Давайте взглянем назад, ведь наша история не обделена и поистине шекспировскими романтическими историями.


Самая захватывающая и вместе с тем трагическая из них — история короля и великого князя Жигимонта Августа. Супружескую партию для принца начали искать еще в его детстве. Выбор будущей жены был обусловлен прежде всего поисками стратегического союзника для государства. Поэтому выбирать приходилось из небольшого круга молодых представительниц королевских домов Европы. В число потенциальных кандидаток на роль великой княгини входили дочери короля Франции, молодые княжны из рода Габсбургов, дочь герцога Альберта Гогенцоллерна, принцесса Англии Мария Тюдор. В конце концов выбор королевских советников пал на Елизавету, дочь короля Австрии, Чехии и Венгрии Фердинанда Габсбурга.


В 1543 году в возрасте 23 лет Жигимонт впервые сыграл свадьбу. Однако супружество было недолгим — Елизавета страдала эпилепсией, что вызывало отвращение у ее мужа, добавившееся к его первоначальному отсутствию влечения к австрийке. Молодой принц решил не ограничивать себя чувством долга — уже три месяца спустя он уехал без Елизаветы из Кракова в Великое княжество. Там, на земле предков, он познакомился с Барбарой Радзивилл.


Жигимонт Август больше не вернулся к жене, которая вскоре серьезно заболела и умерла. Мысли о Барбаре, вдове новогрудского воеводы Станислава Гаштольда, полностью завладели его сердцем. У них начался роман, вначале тайный. Бесчисленное количество дней влюбленные проводили наедине в белорусских пущах! Но понимая все ограничения, накладываемые на него высоким положением, Жигимонт и не думал о новой женитьбе. Однако судьба распорядилась иначе.


Злые языки говорят, что в романе Жигимонта и Барбары увидели политический шанс братья вдовы — Николай Радзивилл Черный и Николай Радзивилл Рыжий. Они неожиданно застали любовников в их уединении, и по строгим обычаям того времени это означало либо женитьбу, либо бесчестье. Возможно, это всего лишь сплетни и вымысел злопыхателей, которых у Радзивиллов было немало. Но факт остается фактом — летом 1547 года Жигимонт тайно женился на Барбаре. Ему еще предстояло выслушать немало нелицеприятных вопросов от матери — Боны Сфорцы — и польских политиков. Интересам государства будущий король предпочел веления сердца!


Несмотря на жесткий отпор польских верхов, уже после смерти отца и своей коронации на польский престол Жигимонту Августу удалось довести дело и до коронации Барбары. Но спустя лишь 5 месяцев молодая королева тяжело заболела и умерла, возможно, ее отравили противники свадьбы. Для Жигимонта Августа смерть Барбары стала личной трагедией — погибла его первая и единственная любовь.


Много лет спустя дважды вдовец осуществил и третью неудачную попытку, женившись на очередной княжне из рода Габсбургов — Екатерине, практически повторив с ней историю своего первого союза. Откладывая все далее вопрос продолжения рода, Жигимонт Август умер в 1572 году, так и не оставив после себя наследника. Король успел сделать в жизни много важных дел, но упустил самое важное — он так и не обрел супружеского счастья, а могущественную некогда династию Ягеллонов привел к угасанию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter