Юбилейный «Лiстапад» подвел итоги
Нередко случается, что оглашение итогов какого–нибудь импозантного международного фестиваля может начисто перечеркнуть всю его ценность. Ведь сегодня кино все чаще оценивается не по своим художественным качествам, а в угоду сиюминутной конъюнктуре. Девальвация авторитета международных фестивалей как тонкого инструмента селекции кинопроцесса очевидна. Прошла мода на увенчанные призами иранские ленты, замер в нерешительности после череды громких побед южнокорейский кинематограф. Теперь корону любимчиков европейской киноэлиты примеряют румынские киномастера с их неприкрытой «правдой жизни» и жестким реализмом повседневности. Что радует, оглашенные итоги завершившегося в столице XV Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» подведены достаточно принципиально, без привкуса архаичной фестивальной этики по принципу «Ты — мне, я — тебе» и без оглядки на вкусы фестивалей класса «А». Тем, кто видел большую часть фестивальной программы, ничего не остается, как согласиться с этим выбором.
Приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» получил известный режиссер Александр Франскевич–Лайе за картину «В июне 41–го», собравшую крепкую белорусско–российскую актерскую команду. Гран–при «Лiстапада» получил новый фильм неоднократного призера фестиваля, известного российского кинорежиссера и общественного деятеля Станислава Говорухина «Пассажирка». Исполнительница главной роли Анна Горшкова, представлявшая фильм в главном зале прошедшей кинонедели — кинотеатре «Октябрь», смогла полностью насладиться своим триумфом. Новый фильм Станислава Говорухина — снова абсолютно зрительское кино. Говорухин — один из немногих, кто не морочит зрителю голову визуальными поисками, умеет сочетать интересный сюжет, динамику, красивую «картинку». В некоторых кадрах «Пассажирки» чистота стиля напоминает лучшие работы Говорухина. Объяснимо это прежде всего великолепной работой художника–постановщика фильма Валентина Гидулянова, превратившего некогда зимний советский Крым в заброшенный английский остров из ленты «Десять негритят».
Также в тройке лидеров оказались: румынский фильм Кристиана Немеску «Мечты о Калифорнии» и долгое время удерживавшая лидерство в зрительском рейтинге комедия Ивана Павлова «На спине у черного кота».
Что касается мнения жюри кинематографистов во главе со Светланой Дружининой, то оно обошлось без неприятных сюрпризов. Приза за лучшую режиссуру был удостоен один из самых известных фильмов конкурса — «Безмолвный свет» Карлоса Рейгадаса.
А вот лучшие актеры нашлись в картинах: «Мечты о Калифорнии» (приз «За лучшую мужскую роль», Разван Василеску), «Москва, Бельгия» (приз «За лучшую женскую роль», Барбара Сарафьян), «КрУжовник» (приз «Лучшей актрисе второго плана», Ульяна Лаптева), фильм «О`Хортен» (приз «Лучшему актеру второго плана», Тронд Вигго Торгерсен). Кстати, именно этот фильм оценило и жюри кинопрессы, вручив этой меланхоличной норвежской истории свой фирменный приз «Фильм как явление киноискусства». Также не остались без внимания фавориты конкурса: лента «Контроль» Антона Корбайна (диплом «За лучший актерский ансамбль») и «Визит оркестра» Эрана Колирина (диплом «За лучший сценарий»).
В общем, мое ощущение, что ни одна талантливая работа «Лiстапада» в этом году не прошла незамеченной, — чистая правда...
Личный интерес
«Как–то неуютно я себя чувствую, будто не в своей тарелке», — признался после фестиваля его бессменный председатель народный артист СССР и Беларуси Ростислав Янковский. Приз за лучшую мужскую роль в белорусско–российском телефильме Александра Франскевича–Лайе «В июне 41–го» явно стал для Ростислава Ивановича большой неожиданностью...
— С моей точки зрения, эта картина насыщена отличными актерскими работами, — утверждает Янковский. — Чего стоит одна роль Сережи Безрукова! Да и сын мой, Володя, там очень достойно играет... О себе могу сказать только, что снимался у Франскевича–Лайе с огромным удовольствием. И я счастлив, что такое слово, как патриотизм, сегодня по–прежнему не стыдно произносить. Хотя большинство из нас готово с иронией относиться практически ко всему, но такие понятия, как патриотизм, любовь, очевидно, и сегодня не утратили своего значения...
— Обсуждая нынешний «Лiстапад» за кулисами, гости единодушно сходились во мнении, что с каждым годом уровень нашего фестиваля растет. И, кстати, больше никто не называет его «игрушкой Янковского»...
— Едва ли такое дорогое и сложное событие можно назвать игрушкой. Теперь все гораздо больше и серьезнее... Когда на нынешнем «Лiстападзе» члены жюри обсуждали современный кинематограф, говорили о взаимоотношениях режиссеров с критикой, я вдруг поймал себя на мысли: неужели это происходит наяву? Неужели за 15 лет нам с директором «Лiстапада» Валентиной Степановой удалось довести этот фестиваль до того, что здесь идет такой серьезный разговор? Опять же, именно сейчас я впервые почувствовал, что «Лiстапад» стал по–настоящему международным. 45 стран, вдумайтесь только! А с каким интересом к нам приезжают иностранные гости... Такое дело жалко бросать. Думаю, когда–нибудь сюда станут приезжать и международные продюсеры со своими новыми картинами, еще не показанными на других фестивалях. Впрочем, уже сегодня наш «Лiстапад» достоин уважения и, главное, любви — не сомневаюсь, зрители со мной согласятся.
— Но фестиваль завершился, и теперь вы снова в первую очередь актер. Полагаю, скоро мы увидим вас в новой роли?
— Уже репетирую! Но, если позволите, ничего больше не буду говорить, боюсь сглазить...
Фото Александра Дмитриева.