Вроде в лад, да невпопад

О конкуренции

На Могилевский автовокзал я пришла не в лучшее время — один рейс только что отошел на Минск, следующий по расписанию должен был отправиться через час. Столько ждать, понятно, не хотелось...


У входа в билетные кассы, как обычно, толпились «маршрутчики»–теневики, зазывали: «Минск, Горки, Бобруйск». И я подумала: почему бы не воспользоваться их услугами?


Вообще–то «серые» перевозчики обычно не такие уж «серые»: и лицензии у многих имеются, и билет, если спросишь, дадут. Разве что договор с билетными кассами не заключили — не хотят делиться. Зато в пути — музыка, видео, полный комфорт. А пассажиру что надо? Я подошла к зазывалам и приготовилась спросить, можно ли рассчитывать на билет. И вдруг услышала: «Отправляемся через 7 минут, билетик возьмите... в кассе».


От удивления чуть не раскрыла рот: вот как «легалы» научились отсекать недобросовестных конкурентов! Просто переняли их привычки — «выстроились» на крылечке рядом с ними. Раньше ведь как бывало? Кто первым пассажира на вокзале встретит, к тому в машину клиент и сядет, не доходя до касс. Не всем ведь и посадочные документы нужны.


Еще недавно официальные перевозчики жаловались на своих конкурентов в горисполком, в редакции газет. Сама не раз писала статьи в их защиту и... стыдно признаться, продолжала с удовольствием пользоваться услугами их недобросовестных конкурентов. Теперь, похоже, честные коммерсанты стали другими. Научились постоять за себя.


Бизнес есть бизнес. Там, где крутятся деньги, всегда много желающих пристроиться и погреть руки.


Владельцы частных кафе, ресторанов вечно сетуют на непорядочных официантов. Дескать, отъедешь по делам на час–другой — и ты в убытке. Персонал без присмотра купит у каких–то проходимцев свежую зелень, красную икру и даже за водкой в магазин сбегает. А потом весь свой ассортимент денежным клиентам предложит — в твоем, разумеется, кафе, за купленными тобою столиками. А выручку, само собой, положит себе в карман. Ты же и налоги платишь, и за аренду, а все равно останешься в дураках.


В Ялте, к примеру, где я недавно отдыхала, пошли иным путем. Владельцы ресторанов, чтобы сотрудники их не обманывали, придумали креативный выход. Приносит официант клиенту меню, а там на каждой странице набрано крупным шрифтом: «Если при расчете вам не принесли компьютерный чек, пожаловавшись администрации, вы вправе сделать бесплатный заказ на 100 гривен». На момент моего посещения жемчужины Крыма 100 гривен составляло по курсу примерно 12 долларов. Кто из клиентов тут не проявит бдительность?


Многие не брезгуют покупать компьютеры, мобильные телефоны с рук. Просто потому, что «теневики» наизнанку вывернутся, чтобы угодить своим клиентам. И в «бегущей строке» на телевидении рекламу пустят, и до дому товар довезут, и на любой этаж бесплатно поднимут. А что серьезные поставщики?


На днях моя юная симпатичная знакомая покупала в крупном салоне Могилева телевизор. Приехала за ним на авто, попросила консультанта лишь отнести покупку в машину. Но тот равнодушно окинул взглядом покупательницу и процедил сквозь зубы: «Услуга платная, 10 тысяч рублей». Вы когда–нибудь видели, чтобы так поступил «теневик»?!


Хрупкая Марина на шпильках потащила покупку в «Опель». То еще зрелище. «Червонец», понятно, — деньги относительно небольшие. Но ее оскорбило отношение продавца, поэтому и решила: будь что будет — и унижаться не стала. А молодой человек, ничего не поняв, лишь мрачно проворчал в ответ: «До чего жадные пошли люди!» Интересно, а если бы она ему за услугу выдала вдвое больше без сдачи. Восхитился бы щедростью или понял бы, что девушка подначила здорового, сильного парня?


Производители телевизоров что только не выдумывают: объявляют на свою продукцию скидки, организуют розыгрыши призов, изобретают самые разные маркетинговые «наживки». Но все без толку, если в торговой сети работники будут смотреть на клиентов через плечо.


А ведь еще в глубокой древности в своем незабвенном труде «Карманный оракул, или Наука благоразумия» Бальтасар Грасиан-и-Моралес изложил: «Начинай на чужой лад, чтобы закончить на свой».


Что из этого следует? У конкурентов лучше учиться, чем жаловаться на них во все инстанции. Человек, предприятие, фирма создали конкурентоспособный продукт, а продать не могут? Может, просто стоит оглядеться вокруг и присмотреться к практике, выработанной столетиями? К полуграмотной цыганке, умеющей, как и когда–то ее бабушка, продать свои сомнительные предсказания. К старушке, торгующей в подземном переходе кустарными пирожками, которые пользуются большим спросом, чем сертифицированные общепитовские. Чем все же они берут клиента?!


Открою вам великую тайну? Не думаю: вежливостью, обходительностью и всегда доброжелательной улыбкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter