5 марта Дмитрий Медведев подписал распоряжение под названием «О популяризации рабочих и инженерных профессий»

Время учить на рабочих

Экономические кризисы ярко высвечивают болевые точки общества
Экономические кризисы, регулярно «посещающие» все страны мира, имеют, как известно, и положительные стороны. А именно: ярко высвечивают болевые точки общества. А если к ним присоединяются еще и различные так называемые санкции, то решение некоторых застарелых проблем вообще приобретает стремительный темп. 

И тут вдруг оказывается, что все новое — это хорошо забытое старое. Вот и  председатель правительства Российской Федерации Д. Медведев 5 марта подписал  распоряжение под почти сенсационным по нынешним временам названием  «О популяризации рабочих и инженерных профессий». Параллельно утвержден и план необходимых мероприятий, включающий, например, проведение Всероссийского форума рабочей молодежи, конкурсов «Лучший по профессии», активное освещение данной тематики в прессе, на телевидении и т.д.

Читаешь эти серьезные документы — и словно возвращаешься лет так на тридцать—сорок назад. А в сердце звучат ностальгические серенады из журналистского прошлого. При СССР, как известно, газеты без портрета передового рабочего или колхозницы на первой полосе не выходили. А если он или она еще и заочно учится — вообще сказка, коллеги от зависти кусали локти.

С заголовками статей тогда особо мудрить запрещалось, поэтому мы добросовестно переписывали их с плакатов, развешанных  в заводских цехах и рабочих столовых. Например, классику: «Учеба и труд рядом идут!». Просто, ясно, доходчиво. И, главное, врезается в память навсегда. Разбуди внезапно ночью – фамилию не вспомнишь, а про учебу и  труд отчеканишь мгновенно. Правильные, значит, слова. Жизненные.

Но много воды утекло с тех пор. Многое изменилось. И быстро вернуть утерянный престиж рабочих и инженерных профессий и в России, и в нашей стране очень сложно. Тем более при нынешней экономической ситуации. Однако кризисы рано или поздно заканчиваются, причем обычно экономическим подъемом. Если, конечно, будет правильно решен кадровый вопрос. И здесь в вышеназванных российских документах есть нюансы, на которые хотел бы обратить сегодня внимание в надежде, что они будут полезны и в нашей стране.

Во-первых, отмечу, названные документы лишь часть российской программы по серьезной «чистке» системы образования в целом. Будет сокращаться число вузов, часть их «превращаться» в колледжи и т.д. Так что разговоры, которые в последнее время ведутся и в нашей стране о грядущей оптимизации учебных заведений, словами не останутся. Большие перемены здесь неизбежны уже в ближайшее время, особенно с учетом демографической ситуации.

Во-вторых, россияне во главу угла в проведении подобных реформ сейчас ставят не сами учебные заведения, а профессии, крайне необходимые для экономического развития государства. Это очень важный момент. И такой кардинально новый подход вполне объясним: учебные заведения можно реформировать бесконечно, в попытке доказать свою нужность они будут «рисовать» любые учебные программы, преподавательские часы и т.д. Причем все это к реальной экономике часто будет иметь исключительно виртуальное отношение. Поэтому сейчас стратегия, повторюсь, кардинально меняется: государство определяет востребованные и перспективные профессии, а учебные заведения выполняют этот госзаказ. Кто не тянет — уходит с образовательного рынка.

Третий очень важный момент таков: распылять средства на все профессии не планируется. Как подчеркивается в документах, «консолидация ресурсов государства и бизнеса» будет идти на обучение высококвалифицированных специалистов по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям. Почему профессий выбрано именно 50, а не 63, объясняется, на мой взгляд, чистой психологией — для лучшего запоминания. Но факт стратегического подхода, то есть концентрация, налицо. 

Именно определением этих 50 профессий сейчас усиленно и занимается российское Министерство образования и науки. Месяц назад предварительный перечень уже обсуждался на слушаниях в профильном комитете Госдумы, сейчас список тщательно «шлифуется» с министерствами и ведомствами. Темпы, словом, ударные. И объясняются они тем, что уже к концу марта перечень этих профессий должен поступить президенту России. А дальше, как планируется, последует соответствующий указ, по которому на обучение по этим 50 профессиям в обязательном порядке будет переведена, как минимум, половина учебных заведений среднего профессионального, а затем и высшего образования.

Пожелаем соседям удачи в проведении данной реформы. Тем более что она  затронет и нашу страну в силу очень тесной экономической и социальной интеграции. Поэтому знать профессии, на которые сделают ставку россияне, будет крайне полезно и в образовательном, и в экономическом плане.

Ну а дальше, как говорится, возможны варианты. И если наши учебные заведения сумеют вписаться в проводимые соседями реформы, то, думаю, это будет весьма неплохо. Ведь разнорабочих на стройки, водителей маршруток, продавцов и т.д. можно, при необходимости, быстро набрать и из гастарбайтеров. А вот кадры высококлассных рабочих быстро не растут. И поэтому всегда будут в цене. Как и учебные заведения, способные такие кадры готовить.

stasev@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter