В Минске прошла научная конференция «Проблемы прогнозирования и госрегулирования социально-экономического развития: структурные реформы и экономический рост»

Время строить планы

Международная научная конференция «Проблемы прогнозирования и госрегулирования социально-экономического развития: структурные реформы и экономический рост» собрала более 200 участников
Обсудить прогнозные и бюджетные проектировки на следующий год, а также на грядущий пятилетний период в Минске собрались практики и теоретики — экономисты и ученые. Международная научная конференция «Проблемы прогнозирования и госрегулирования социально-экономического развития: структурные реформы и экономический рост», уже, кстати, 16-я по счету, собрала более 200 участников. И мысли, которыми специалисты обменивались друг с другом как с трибуны главного зала «Президент-отеля», так и в кулуарах, сложно назвать безынтересными.

Глава верхней палаты белорусского Парламента Михаил Мясникович много говорил о зависимости планирования белорусской экономики от внешних факторов и об особенностях внешнеэкономического сотрудничества с основными торговыми партнерами и даже высказался за необходимость проведения структурных реформ. В частности, он затронул тему вступления Беларуси в ВТО. Этот шаг, по его убеждению, «принесет изменение структуры экономики, рынка труда и зарплат», но при этом обострятся проблемы ряда предприятий, изменится возможность поддержки села, возрастет нагрузка на экономику в целом. Хотя, стоит признать, откроются немалые возможности для реализации белорусских товаров на мировых рынках.

А в отношении итогов работы Беларуси в формате ЕАЭС председатель Совета Республики оказался не очень доволен — начавший действовать с начала года договор о создании союза не оправдывает многих ожиданий. 

— Во многом так происходит из-за длительного переходного периода до 2025 года. Кроме того, только по торговле товарами существует около 400 барьеров. Все это не могло не сказаться на объеме взаимной торговли ЕАЭС с третьими странами, которая снизилась на треть, — посетовал Михаил Мясникович. 

Первый замминистра экономики Александр Заборовский на конференции назвал хвори экономики. Прозвучавший диагноз, к счастью, уже не столь актуален, поскольку Беларусь начала выздоравливать.

— Четко прослеживаются симптомы так называемой голландской болезни — это такое состояние, при котором экспорт сырья гасит развитие национальной экономики, — пояснил первый замминистра и назвал основные признаки: завышенный курс национальной валюты, бурный рост отраслей, производящих плохо продаваемые товары, резкий разрыв зарплат и производительности труда. Все это мы пережили в 2010—2014 годах.

— Вопрос не праздный, — уточнил Заборовский, — особенно для стран, которые находятся в тесном экономическом союзе с петрогосударствами, как мы. В принципе, свободное движение труда, капитала, рабочей силы, товаров и услуг на евразийском экономическом рынке, которое пусть и не без изъятий, но существует, делает нашу экономическую политику заведомо проциклической. Стоит вспомнить: как только зарплаты в Беларуси и России стали отличаться в долларовом эквиваленте, мы столкнулись с оттоком кадров на соседский рынок. Это вынуждало Правительство реагировать — поднимать зарплаты даже сверх производительности труда. А как только мы стали осторожничать с обменным курсом, несмотря на изменившуюся политику ЦБ, сразу получили дисбалансы на валютном рынке.

Таких ошибок в будущем хотелось бы избежать. Но стоит признать: наша экономика впервые за многолетний период оказалась очень зависима от факторов, на которые не может повлиять самостоятельно. Речь идет о падении цен на нефть и колебаниях курса российской валюты. По оценкам экспертов, сумма потерь экспортной выручки в страну в результате девальвации российского рубля за последний год составила более 4 млрд долларов.

В базовом сценарии экономического прогноза на 2016 год Беларусь предусматривает цену на нефть 50 долларов за баррель и курс 63 российских рубля за доллар. Даже при таком невысоком относительно прошлых периодов значении российская экономика должна показать небольшой рост, а следом за ней покажет рост и белорусская.

— Наша экономика уже адаптировалась к новой ирреальности, или, как теперь все чаще говорят коллеги на Западе, к «новой нормальности». Мир и наш регион уже живут по-новому. Поэтому если такие популярные в последнее время слова, как структурные реформы, перевести на технический язык, то для нас это будет означать рост совокупной и факторной производительности, резкое снижение зависимости от мировой конъюнктуры, то есть избавление от симптомов голландской болезни и диверсификация экономики в самом широком смысле этого слова, — заметил представитель Минэкономики.

Кстати, эти три приоритета уже проведены через основные прогнозные документы 2016 года в увязке с параллельно идущей проектировкой пятилетки и трехлетки. По оценкам Минэкономики, их реализация позволит выйти на темпы экономического роста в Беларуси устойчиво выше среднемировых даже при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. 

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter