Время собирать инвестиции

Своим видением инвестиционных перспектив Беларуси делится министр экономики Владимир ШИМОВ.
Своим видением инвестиционных перспектив Беларуси делится министр экономики Владимир ШИМОВ.

Инвестиции в реальном секторе экономики - стратегическое условие экономического роста и эффективного участия в международном разделении труда. Важнейшей задачей тут является стимулирование создания нового, передового производственного аппарата, ориентированного на снижение издержек, конкурентоспособность и спрос потребителя. Эта задача особенно актуальна еще и потому, что износ основных производственных фондов достиг в стране 75 процентов.

Между тем в прошлом году, к сожалению, не удалось выйти на прогнозные параметры роста инвестиций. Более того, инвестиции в основной капитал составили в 2000 году 96,6 процента по сравнению с 1999 годом. Это было обусловлено прежде всего сложным финансовым положением ряда предприятий, удорожанием инвестиционных ресурсов, строительных услуг, высокой степенью кредитных рисков, значительной величиной банковских процентных ставок, определенным уменьшением государственного финансирования, недостаточными иностранными инвестициями.

Чтобы обеспечить динамичное наращивание инвестиций в первую очередь в реальный сектор экономики, необходимо осуществление целого комплекса организационно-экономических и правовых мер. Во-первых, очевидно, что основным источником инвестиций в нашей стране (примерно 55 процентов к 2005 году) останутся собственные и заемные средства предприятий и организаций. Следовательно, нужно помочь им в улучшении финансового положения. Для этого необходимо ужесточить спрос с отраслевых органов управления за снижение издержек, ликвидацию непроизводительных потерь, экономное использование энергоресурсов; принять меры по поэтапной ликвидации (в 2001 - 2002 годах) перекрестного субсидирования, что снизит нагрузку за оплату тепловой и электрической энергии, которую несет сейчас экономика, прежде всего промышленность. Разумеется, эти шаги обязательно должны соотноситься с ростом реальных доходов населения и мерами социальной защиты малообеспеченных; предстоит коренным образом изменить роль амортизационных отчислений в воспроизводстве основных фондов (с одной стороны, за счет их постоянной индексации, с другой - путем полного и целевого их использования).

Наряду со всем перечисленным необходимо также обуздать инфляцию, а вместе с ней и банковские процентные ставки, удержать контроль над валютным курсом белорусского рубля, не допускать роста неналоговых изъятий у предприятий, восстановить приоритетность инвестирования в производственные объекты, доведя его долю в общем объеме инвестиций уже в следующем году до 65 - 70 процентов.

Во-вторых, необходимо всячески содействовать созданию общебелорусской системы жилищного ипотечного кредитования. Это поспособствует восстановлению приоритетности производственных инвестиций и в то же время позволит выполнить прогнозные параметры по вводу жилья.

Третье - в последние годы мы, как известно, не форсировали процесс акционирования и поэтому сумели избежать ошибок, допущенных в данной сфере в других странах. Однако сейчас, когда на наш рынок весьма активно начали поступать товары из России, где предприятия уже акционировались и привлекли частные инвестиции к расширению производства, следует, вероятно, внести некоторые коррективы.

Более активную и конструктивную роль в мобилизации финансовых ресурсов на обновление основного капитала способен в ближайшей перспективе играть и фондовый рынок.

Четвертое - иностранные инвестиции. На мировом рынке финансов идет жесткая конкуренция, поэтому наша страна, невзирая на трудности, должна бороться за свою инвестиционную привлекательность. В частности, надо создать эффективную систему приема иностранных инвестиций, обеспечить иностранных партнеров должной информацией и консультациями, завершить разработку концепции привлечения иностранных инвестиций. Необходимо также обеспечивать прозрачность финансовых потоков (инвестор должен видеть, что происходит с его деньгами), реже вносить поправки в таможенное законодательство, активизировать создание межгосударственных финансово-промышленных групп и совместных предприятий в ряде капиталоемких отраслей промышленности.

Это позволит, с одной стороны, привлечь иностранные инвестиции, обновить технологическую и техническую базу производства, с другой - закрепиться на внешних рынках за счет радикального улучшения качества продукции, сделать ее более конкурентоспособной по цене. К сожалению, созданные совместно с Россией финансово-промышленные группы еще не полностью раскрыли свой инвестиционный потенциал. Здесь есть резервы, и их необходимо активнее использовать.

В перечне важнейших мер необходимо также назвать развитие системы лизинга; правовой базы инвестиционной деятельности. Фундаментальным звеном во втором случае является проект Инвестиционного кодекса, который позволит, помимо прочего, унифицировать подход к иностранным и отечественным инвесторам, обеспечить приоритетную государственную поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов, восстановить институт концессий в целях активизации вложения капитала в экономику Беларуси. Кодекс уже принят в первом чтении парламентом, и мы рассчитываем на его принятие и во втором чтении на нынешней сессии Национального собрания. Нуждается в совершенствовании и правовое регулирование свободных экономических зон, поскольку пока еще нет той отдачи, которой от них ожидали.

Имеются и другие вопросы. В частности, в последние годы отработан механизм адресной поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор. Государство также финансирует ряд объектов из республиканского бюджета на возвратной основе. Однако созданный главным образом в 60 - 80-е годы прошлого столетия индустриальный потенциал республики требует более значительных вложений. Между тем доля бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций будет снижаться и составит к 2005 году около 19 процентов. За счет бюджета предусматривается лишь решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, финансирование особо важных производств, связанных с экспортом, импортозамещением и внедрением новых и высоких технологий.

Очевидно, что уже в ближайшей перспективе следует резко увеличить инвестиции в наукоемкие и ресурсосберегающие производства. Отнюдь не случайно сейчас активно изыскиваются дополнительные источники их финансирования. Так, Комитетом по инвестициям Минэкономики подготовлен проект указа Президента о дополнительном стимулировании создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях. Вложения в них - будущее нашей экономики.

Следует также отметить, что в соответствии с проектом Программы социально-экономического развития Беларуси на 2001 - 2005 годы предполагается повысить наукоемкость валового внутреннего продукта с 1,15 до 1,8 процента.

Большинство названных мер уже либо внедряются, либо прорабатываются правительством. В связи с этим в проекте Программы социально-экономического развития республики на 2001 - 2005 годы к концу прогнозного периода предусматривается увеличение доли валового накопления в ВВП до 26 процентов (против 23,2 процента в 2000 году). Общий объем инвестиций в основной капитал должен возрасти в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 1,4 - 1,6 раза. Это позволит перейти к расширенному воспроизводству, обеспечить абсолютный рост потребления жизненных благ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter