Время щедрости

Этот материал стал своего рода продолжением предыдущего — «Монастырского устава»: беседы с духовником и монахинями Свято–Елизаветинской обители...
Этот материал стал своего рода продолжением предыдущего — «Монастырского устава»: беседы с духовником и монахинями Свято–Елизаветинской обители. Вскоре после публикации зазвонил редакционный телефон и в трубке раздался женский голос: «Вы были там? Видели? Скажите, как им живется? Дочка у меня в монастыре».

Признаюсь честно: я не очень знала, что ответить этой женщине, с ее дочкой встретиться не довелось. Поэтому просто попыталась успокоить ее и рассказать, что видела.

А спустя неделю раздается новый телефонный звонок. Из монастыря. Сестра Елена сообщает, что готовится традиционная рождественская выставка и монастырь участвует в ней с большой интересной экспозицией. Будет представлена продукция монастырских мастерских, трапеза — все специально к празднику. Так у меня появился шанс попытаться заглянуть в еще одну страницу монастырского устава — «не любопытства ради, а информации для».

Новый год — новая жизнь

Чуть позже Елена уже именовалась Тамарой. В те несколько дней, что миновали от первого разговора, в судьбе девушки произошла существенная перемена — она приняла постриг. И беседа наша, с позволения Тамары, началась с того, что я попросила ее рассказать о чувствах, рожденных этим событием. Не скрою, смотрела на Тамару внимательно, даже испытующе. Мне казалось, должно же что–то дрогнуть в ее лице — ведь принято такое серьезное решение. Глаза девушки светились радостью. И больше всматриваться незачем было.

Чем богаты...

Весь декабрь главной заботой Тамары стала организация выставки «Рождество Христово». Экспозиция у монастыря немаленькая — так что хлопот хватило. Посетителям обычно предлагаются иконы, расписанная вручную, в том числе и сусальным золотом, керамика, монастырская трапеза. А также церковные облачения, множество специфических изделий для верующих, мед, травы, различные издания, видео– (например, сняли фильм о борьбе с наркоманией, в котором участвует звезда российского рока Юрий Шевчук) и аудиопродукция (с теми же записями «колядок»). Кстати, в монастыре мастера не чужды и «модному» ремеслу. Как объяснила Тамара, шьют вещи для женщин, которые хотят выглядеть и по–церковному, и современно. Возможно, для кого–то такое в принципе несовместимо — что ж, у каждого свои представления о красоте. Однако теперь в монастырских мастерских работают практически все профессионалы, одних художников около десяти. Недаром чашки, чайники с рождественским декором расходятся среди покупателей очень хорошо. Травы предлагаются как с монастырского подворья, так и алтайские — с одной из тамошних обителей поддерживают тесные связи.

В Свято–Елизаветинском монастыре действует собственная иконописная мастерская, где бережно сохраняется древний византийский канон письма — тот, который исповедовал еще легендарный Андрей Рублев. Краски здесь готовят из натуральных минералов, скрепляют яичным желтком. «Мирское искусство преследует своей целью самовыражение художника, а в церковном — важно самоустранить себя, — комментирует наш визит в мастерские Тамара. — Написание иконы требует особого поста и молитвы, потому что через художника воздействует сам Господь. Поэтому чем меньше «самости» мастера, тем глубже, красивее получится икона. Есть иконы, которые просто невозможно повторить с той же мерой проникновения и духовности, как они сотворились изначально, — ведь тогда рукой мастера водил Дух Божий». «Существует сложившаяся традиция изображения какого–то конкретного святого, — поясняет отец Сергий, он же мастер–иконописец. — Ты смотришь, как до тебя изображали этого святого, сам можешь передать что–то свое, но не нарушая сложившихся правил. Все–таки каждая икона пишется для конкретного места, с конкретной целью. И просто копировать образ недостаточно».

Есть в монастыре швейная мастерская, в которой выполняется воистину уникальная работа. Зачем все это обители? Только ли для того, чтобы зарабатывать деньги для строительства нового храма и поддержания немаленького монастырского хозяйства? Конечно, и для этого тоже. Но еще и потому, что молитва и работа наполняют жизнь монастырских обитателей глубоким смыслом. Как говорит Тамара, лучшая проповедь — красота. Красота для чуткой души — лучшее свидетельство о Боге. Вот для этой вечной красоты и стараются.

Трапеза — дело ответственное

В монастыре по масштабам самый настоящий общепит: не менее 100 человек столуется постоянно и более 300 так называемых трудников обедает. Вообще, в монастырском меню отсутствует мясо. В почете рыба, овощи, фрукты, выпечка. Когда меня угостили блюдами рождественского постного меню, пришлось признать: представление о постной пище как о чем–то малосъедобном — миф. Хотя, безусловно, в течение года есть дни, когда испытание необходимо познать в полной мере. Но Рождество настолько радостный и светлый праздник, что и постное меню несет на себе отпечаток торжества. «Рождественский пост не строгий, даже песнопения в это время мажорные», — подтверждает Тамара.

В Сочельник, 6 января, верующие не едят весь день — до первой звезды, символизирующей рождение Христа. Как только она появилась — можно разговляться. И первое, что выставляется на стол, сочиво — сейчас обычно из риса с сухофруктами, медом. В прежние времена готовили два блюда — взвар и кутью. Взвар — напиток из сухофруктов с добавлением меда, специй — символизировал рождение, его обычно подавали на крестины. Кутья — традиционное поминальное блюдо — напоминала о смерти. Ведь Христос родился, а ему уже было предопределено умереть во искупление грехов человеческих. Сегодня старые традиции больше сохранились на западе страны, где православие меньше пострадало от репрессий. Там и колядуют чаще. Почти в каждом доме пирогов пекут столько, чтобы на неделю для колядовщиков хватило.

Какое же блюдо можно считать главным на рождественском столе?

— У южных славян, знаю, на Рождество традиционно готовят карпа, — рассказывает Тамара. — А у нас... Много разных блюд. Святки длятся десять дней — так что времени хватает, чтобы все попробовать.

Одно из фирменных блюд в монастыре — рыбный рулет. Его готовят из фарша белой и красной рыбы.

Рыбный рулет

На 2 тушки берутся 3 — 4 желтка, 2 столовые ложки желатина, предварительно замоченного в холодной воде, мука или крахмал, чтобы придать фаршу густую консистенцию. Можно добавить отварные морковь и яйца. Конечно же, соль, перец. Жареные лук и морковь лучше прокрутить вместе с фаршем. На фольгу выкладывается сначала красный фарш, потом белый, в него заворачиваются морковка и яйца. Полученный рулет плотно завернуть и тушить в духовом шкафу.

Светлый праздник

Перед Рождеством монастырскую трапезную украшают, ставят елку. Она оформлена в классическом стиле: на стенах изображение библейских сюжетов, по углам — несколько массивных резных буфетов с посудой, под потолком — красивая кованая люстра и вдоль всего зала — длинные столы, обрамленные рядами резных деревянных стульев.

— В первый день Рождества после всенощной сестры ложатся отдыхать, затем идут поздравлять больных, а вечером вместе с батюшкой уже садятся за праздничный стол, — рассказывает Тамара.

— Что обычно на столе?

— Разные салаты, рыбные блюда. Печем торты, пироги — у нас своя пекарня. Можем и хлеб испечь.

Есть у Тамары свой фирменный рецепт торта, очень несложный, хотя и называется он важно — «Генерал». К нынешнему Рождеству она планирует его приготовить.

Торт «Генерал»:

1 яйцо, 1 стакан кефира и 1 стакан сахара, 75 граммов масла, лучше сливочного, но можно и растительного, смешать, потом добавить туда полтора стакана муки и чайную ложку без горки соды гашеной. Получится тесто для коржей. Разделить его на несколько равных частей. В каждую добавить что–нибудь особенное: например, какао, изюм, мак. Испечь эти коржи, а для прослойки смешать хорошую, густую сметану с сахаром, взбить и пропитать коржи. Все выходит несложно, недорого и вкусно.

— Сама трапеза в православии имеет глубокое значение, — заключает монахиня Тамара. — Господь сотворил внешний мир для человека. Чтобы этот мир напоминал человеку о любви Господа к нему. И трапезу Он сотворил для того же. Чтобы человек помнил о Боге и благодарил Его. В монашестве, конечно же, важен принцип воздержания. За то, что ты воздержишься в чем–то, пусть даже малом, Господь воздаст сторицей. Но чтобы осознать это, надо созреть духовно. Проще кушать и благодарить Бога: если так происходит, уже хорошо. Тело и душа ведь так тесно связаны.

Р.S. Не знаю, увидит ли этот материал моя телефонная анонимная собеседница (специально подчеркиваю: монахиня Тамара к ней не имеет никакого отношения). Но если все же прочтет, очень хочется, чтобы ее материнское сердце успокоилось. С Рождеством Христовым и Новым годом! Счастья и душевного покоя всем нам!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter