Время, проведенное без пользы

Как уменьшить сроки простаивания автомобилей на границе?

Таможенники думают, как уменьшить сроки простаивания автомобилей на границе

Долгий процесс пересечения транспортными средствами государственных границ ежегодно обходится экономикам различных стран мира в миллиарды долларов: эти потери в первую очередь связаны с простаиванием автомобилей в очередях, задержкой доставки товаров до получателей, блокированием движения грузов.

«Сокращение времени ожидания на границе любыми доступными средствами, особенно с применением современных информационных технологий, — одна из первостепенных задач», — пояснил заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк.

Сегодня на белорусских пунктах пропуска, в зависимости от их размеров и пропускной способности, на выполнение таможенных формальностей перевозчик тратит в среднем около 3 часов. Это время можно сократить до получаса, если обеспечить возможность предварительного информирования, считает зампредседателя ГТК. Таможенная служба Беларуси к этому технически готова: еще два года назад эксперты Всемирной таможенной организации сделали заключение о том, что имеющиеся в распоряжении нашей страны технологии позволяют наладить полноценный информационный обмен с Европейским союзом. Коллеги из сопредельных стран ЕС (Литвы, Латвии, Польши) подтвердили свою заинтересованность в таком сотрудничестве, однако Еврокомиссия пока не одобрила этот процесс. Впрочем, по мнению специалистов, в ближайшее время должны произойти кардинальные изменения в решении вопроса: это связано с тем, что с 1 января 2011 года ЕС в одностороннем порядке вводит обязательное предварительное информирование. «Но если не удастся договориться с таможенными службами, значит, будем работать непосредственно с бизнесом», — уверяет Сергей Борисюк. Например, по данным на сентябрь, в районе пункта пропуска «Козловичи» около 30 % грузов, перемещаемых через белорусско-польскую границу, следовало по предварительной информации. Такая схема особенно привлекательна для перевозчиков, которые формируют сборные партии грузов (как правило, от 100 до 300 наименований): удельный вес таких грузов в последнее время динамично растет.

Другое направление – сокращение времени, отводимого на контрольные операции. В августе этого года белорусские таможенники провели замеры и выяснили, что время нахождения грузов в пунктах пропуска с момента вступления в силу законодательства Таможенного союза увеличилось: на белорусско-польской границе – на 22—40 минут, на белорусско-литовской – до 30 минут. В основном это связано с добавлением еще одного вида контроля — санитарно-эпидемиологического. Кроме того, причиной нередко являются несогласованные действия между сотрудниками различных контрольных служб. По информации Сергея Борисюка, сегодня уже создана межведомственная рабочая группа с участием представителей всех ведомств, действующих в пунктах пропуска. Перед этой структурой поставлена задача проводить ежемесячный мониторинг и оперативно разрешать возникающие вопросы.

Более того, может быть сокращено и количество самих контрольных органов в пунктах пропуска. Многие операции дублируются, и не один раз, что явно не способствует ускоренному пересечению границы. Например, паспортные данные водителя фиксируют сотрудники пограничной, таможенной, транспортной служб… Такая же ситуация складывается и в отношении товаров. «Вопрос о возложении функций по ветеринарному, фитосанитарному и автомобильному контролю на должностных лиц таможни рассматривался неоднократно, но его решение приостановлено на неопределенное время», — сообщил Сергей Борисюк. Не исключено, что работа по сокращению контрольных органов будет вестись централизованно в рамках всего Таможенного союза. Во всяком случае, в России и Казахстане этот вопрос на законодательном уровне уже решен. «Если у нас одна граница на троих, видимо, координацией работы по сокращению контрольных органов должна заняться комиссия ТС, — считает зампредседателя ГТК Беларуси. – В том числе разработать соответствующий проект нормативно-правового акта».

Упорядочению ситуации на границе будет способствовать и сокращение срока, в течение которого грузоперевозчик может находиться на территории пункта пропуска на безвозмездной основе, уверены в ГТК. Дело в том, что нередко перевозчик не имеет на руках полного комплекта документов, и в этом случае он либо перемещается под сопровождением, либо остается в пункте пропуска до получения необходимых бумаг. «Перечень документов и в Таможенном кодексе прописан, и в постановлениях правительства и ГТК, и в совместных инструкциях. Непонятно, что еще можно сделать?! Значит, будем бороться рублем», — делает заключение Сергей Борисюк. В ближайшее время ГТК планирует обратиться в правительство с инициативой закрепить необходимость оплаты времени нахождения в пункте пропуска, если все мероприятия не завершены в течение 3 часов. Более того, перевозчики нередко остаются в пункте пропуска после прохождения всех формальностей, используя его территорию в качестве бесплатной охраняемой автостоянки. Польский опыт, в частности, показывает, что введение платы за такое неоправданное простаивание на границе резко сокращает время прохождения таможенно-пограничных формальностей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter