Время держать обещания

По   словам   литовских   специалистов,   новые   объекты,   которые   планируется   построить   в   связи   с   выводом   ИАЭС   из   эксплуатации,   будут   безопасными

По   словам   литовских   специалистов,   новые   объекты,   которые   планируется   построить   в   связи   с   выводом   ИАЭС   из   эксплуатации,   будут   безопасными 

Тема вывода из эксплуатации Игналинской АЭС за последние годы уже порядком набила оскомину. Атомной электростанцией сегодня, пожалуй, никого не удивишь. Да и отношение к мирному атому поменялось. Подтверждение тому – последние события в Беларуси, которая тоже решила обзавестись ядерной энергетикой. Потребность в собственной АЭС диктует время. Кроме того, станции теперь строят другие, с учетом всех возможных критических ситуаций. Так что безопасность – превыше всего… 

Впрочем, безопасность хороша всегда и во всем, и особенно когда речь идет об атомной энергетике. И о строительстве новых АЭС, и о выводе из эксплуатации старых. В том числе уже упомянутой Игналинской. Правда, если вспомнить недавние дебаты относительно площадки, где расположится могильник для радиоактивных отходов, шли они долго и мучительно. Литовская сторона не сразу согласилась с предложением Беларуси удалить объект от наших границ. И все же белорусы настояли. 

Однако наивно было бы полагать, что игналинская громадина обойдется одним захоронением. За годы работы, а это более двух десятилетий, здесь накопилось немало отходов. Кстати, как отмечают ученые, 80 процентов из них малоактивные, около 15 – средне- и 5—6 процентов – высокоактивные. Сейчас литовские специалисты говорят о необходимости строительства нового комплекса по обращению с твердыми отходами и их хранению на ИАЭС. 

Справедливости ради отмечу: комплекс планируют расположить не на самой станции, а в трехкилометровой зоне, кстати, в южном направлении (то есть не к белорусской границе). Более того, как заверил старший научный сотрудник Литовского энергетического института Йонас Адомайтис, выступая на общественных слушаниях в Браславе, посвященных обсуждению этого строительства, комплекс будет отвечать всем требованиям нормативных документов, основанных на международных конвенциях. 

По его словам, эта мера вынужденная. «За забором ИАЭС есть комплекс по извлечению твердых отходов. Только вот они пока не упакованы должным образом, а значит, нуждаются в упаковке и захоронении», — рассказал ученый. Упорядочить ситуацию с существующими и появляющимися отходами на ИАЭС и должен новый комплекс. 

И с этим сложно не согласиться. Без сомнения, лучше, если уже имеющиеся отходы будут рассортированы, после чего что-то отправится в печь, а что-то под пресс и цементный «замок». Таким образом, и хранение радиоактивных отходов будет более безопасным, и в хранилищах станет свободнее.  Кстати, новый комплекс включает в себя еще две новые площадки для коротко- и долгоживущих отходов: первая — на 2,5, вторая — на 2 тысячи кубометров. Только вот рассчитаны они всего на полвека. 

А что же дальше? Дальше, как комментируют литовские специалисты, короткоживущие отходы отправятся в могильник в Стабатишке, который будет находиться под надзором 300 лет. С долгоживущими сложнее. Но вполне возможно, что за имеющиеся в запасе 50 лет ответ на вопрос, как с ними поступать, найдется. 

Но есть еще один вопрос, который волнует многих, в том числе и жителей Браславщины: что будет храниться на новых объектах? Информацию о том, что в хранилища может попасть радиоактивный мусор со всего Евросоюза, представители Литвы опровергли. Более того, как прокомментировал руководитель проекта на площадке (комплекса по обращению с твердыми отходами и их хранению на ИАЭС) Олег Мирошник, это запрещено действующим литовским законодательством. Только вот гарантировано ли, что со временем законы не поменяются? Кроме того, на Игналинской уже хранятся отходы извне, правда, литовского производства, в том числе медицинские… 

Впрочем, как заверяют ученые, проводившие оценку влияния на окружающую среду планирующихся объектов, она вполне благоприятная. Даже маловероятное крушение самолета, которое тоже анализировалось в числе возможных аварийных ситуаций, не должно особенно дестабилизировать обстановку. Что ж, хорошо, если так. И дай бог, чтобы озерный Браславский край не превратился в место с видом на новую АЭС, которая должна вырасти на литовской территории до 2020 года, и радиоактивную помойку.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter