Вратарская баллада

В нынешнем году наша газета учредила приз лучшему футбольному вратарю национального первенства.
В нынешнем году наша газета учредила приз лучшему футбольному вратарю национального первенства. Выбор не случаен. Вратарь, как давно говорят, - половина команды. Часто - лучшая, а бывает и наоборот. Голкипер, по сути, ключевая фигура на футбольном поле. У него и форма отличная от формы полевых игроков. Каждая его удача или ошибка также всегда на виду. Вспомните: самые памятные сезоны белорусских команд связаны с прекрасной игрой на последнем рубеже обороны Алексея Хомича в 1954 году ("бронза" минского "Спартака"), Альберта Денисенко в 1963-м (аналогичный успех "Динамо"), Михаила Вергеенко и Юрия Курбыко в 1982-м (чемпионские награды). А разве забудут болельщики,

как отстоял Иван Жекю против лиссабонского "Спортинга" в Кубке УЕФА 7 ноября 1984 года! С другой стороны, не раз и проигрывали

из-за их ошибок.

Геннадий Абрамович, ныне тренер мини-футбольного "Дорожника" из Фаниполя, всех более-менее заметных вратарей в белорусском футболе видел в деле. В 1949 году он, молодой солдат-призывник, попал в минское "Динамо". Тогда вратарями были Борис Кочетов, Яков Тарабрин, Виль Искорка. Самый известный - Кочетов. Он из Москвы, играл там за ЦДКА, "Торпедо", "Динамо", правда, не на первых ролях. "Кочетов, когда я пришел в "Динамо", уже заканчивал играть, - вспоминает Геннадий Брониславович. - Он в команде был одним из самых опытных, но возраст уже сказывался, и в основном составе он играл мало. Его сменщик, Яков Тарабрин, был заметно ниже ростом, да и способностями не выделялся. Виль Искорка появился в команде через несколько месяцев после меня и обладал хорошими данными для вратаря. Вначале он "кочегарил" в работе, а потом, видимо, вкусив жизнь хорошую, расслабился, и это сразу сказалось на игре. Встречались мы как-то с московскими торпедовцами. И вот при счете 0:0 их центральный нападающий Пономарев в атаке метров с 30 врезал по нашим воротам. Искорка, выйдя немного вперед, где-то на линию вратарской, как стоял, так и стоит. И только когда мяч уже пролетел, прыгнул. Но поздно! Мяч ударяется в стойку, в спину Искорке - и в ворота! Ответная встреча в Москве, на "Сталинце", в Черкизово, где теперь стадион "Локомотив". На этот раз стоит Тарабрин. Нападающий "Торпедо" Нечаев прошел по флангу и делает навес в нашу штрафную. А был в тот день сильный ветер. На беду Тарабрина сильный порыв ветра подхватывает мяч и прямо в дальний угол... Пономарев тут же кричит своим: "Ребята, бейте издали, Искорка в воротах!" Эта фраза всем очень запомнилась. Был еще Геннадий Андреев - способный пацан, но картежник и не режимистый. Молодой, его воспитывают, он - ноль внимания. А мог бы играть хорошо. Неудивительно, что минская команда выступала посредственно, а затем и вовсе выбыла из группы сильнейших".

Тигр

"В конце 1952-го в Минск приехал Хомич, - продолжает Геннадий Абрамович. - Легендарный вратарь, которого англичане во время турне московского "Динамо" в 1945 году за бесстрашие и мастерство прозвали "Тигром". Из Москвы его отчислили, он был уже в возрасте, но Хомич хотел еще играть и сам выбрал минскую команду. Почему не киевскую или какую другую? Да он знал, что народ здесь доброжелательный, к тому же тренер и большинство игроков - москвичи. А в Киеве инородцев не особо приветствовали. Как Хомич тренировался! Полюбоваться можно было. Он всего себя отдавал тренировке. Если он прыгал за мячом и, к примеру, тот отскакивал метров на пять, всегда кричал нападающему: "Добивай!" Такое редко кто из вратарей позволяет, он же - наоборот. Всегда заводил ребят. Заканчивается двухчасовое занятие, предлагает на спор, на компот, на пиво: "Забьете мне 3 одиннадцатиметровых из 5 - вы выиграли, нет - я". И ребята, уставшие после тренировки, шли и били пенальти. С такой же отдачей он и играл. У него была прекрасная реакция, между стоек очень здорово стоял. На выходах получалось хуже, росточком низковат. А нападающие ведь и повыше, и в корпус играют, поэтому Хомич особо и не выходил из ворот. Разве что при подаче угловых. Но он очень много подсказывал защитникам. И эти его подсказки, подстраховка, уверенность помогли и защитной линии заиграть очень хорошо. Помню, как в 1953-м в Минске играли со спартаковцами Калинина, где после расформирования ЦДКА оказалось очень много сильных футболистов. Нам нужна была только победа, чтобы претендовать на выход в финальную группу класса "Б". На установке перед игрой Хомич говорит: "Ребята, я разобьюсь, но постараюсь не пропустить. И каждый должен поставить перед собой задачу - умри, но не дай возможности пробить по нашим воротам". И что вы думаете? Где-то в конце второго тайма идет навес с фланга в нашу штрафную площадку. Хомич пошел на этот мяч, как и нападающий калининцев Петров. Но друг друга они не видели. И Петров, пытаясь сыграть головой, попадает Хомичу в скулу. И она лопнула. А кроме этого, падая, вратарь врезался в нападающего. У Хомича еще и палец сломан, у Петрова же - разрыв плевры. Его прямо с поля в 3-ю больницу увезли.

Потом был 1954 год и первый большой успех белорусских футболистов - минский "Спартак" завоевал бронзовые медали чемпионата СССР. Хомич большой вклад внес в эту победу. Хотя нужно сказать, что состав у нас тогда стабилизировался, появились новые хорошие футболисты, подготовились к сезону серьезно и играли хорошо. А в следующем сезоне в коллективе произошел не то что разлад, а деление на группы. Постарел и Хомич, стал давать сбои. Играем в Минске с московским "Динамо", ведем 1:0, он пропускает метров с 25 - 30. В итоге - ничья. Приезжают куйбышевцы - Хомич опять неудачно сыграл. И мы с разницей в один гол проигрываем одну игру за другой. В результате из класса "А" вылетели, а "Тигр" закончил выступления и уехал в Москву".

Другие

"Юрий Мохов попал в команду еще при Хомиче, учился у него, перенимал вратарскую технику, тактику, хорошо тренировался. Но тоже был невысокого роста. На линии ворот играл нормально, на выходах - слабее. В отдельных моментах - выручал, в других - запускал "пенки". Не так, как Хомич, он руководил защитниками, - вспоминает Абрамович. - В 1957-м появился Эмиль Микулец из московского "Спартака". Вначале все нормально шло: тренировался прилежно, играл, защитникам, пусть и с мадьярским акцентом, все вовремя подсказывал. Парень - рослый, мощный. Но как потом оказалось - аферист, страшное дело. Обманывал руководство, уезжал под всякими надуманными предлогами отдохнуть в Москву. Не хотел оставаться в Минске.

Можно еще вспомнить Альберта Денисенко. Рослый, на выходах неплохо играл, в 1963-м с ним выиграли бронзовые медали динамовцы. Но опять же - не высший сорт. В Минске он уже доигрывал. Также и Игорь Фролов. Вот Анатолий Глухотко - одаренный, очень хороший вратарь. Но сгубило его "это дело". Мне рассказывали, как он перед игрой приходил в скверик возле стадиона и, спрятавшись за дерево, выпивал "из горла" бутылку шампанского. Успокаивал нервы.

Все эти вратари, за исключением Денисенко, играли в Минске недолго. А почему они такие "краткосрочные"? Уровень не тот был. В московские и другие команды они уже не подходили. Хорошего кипера никто быстро менять не будет. Если только другая команда его не "перекупит".

Свои

"В Беларуси долго не было своих хороших вратарей, им негде было учиться. Мы ведь играли во дворах, на улицах. Только когда у нас стали уделять внимание детскому и юношескому футболу, по-настоящему заработали футбольные школы, появились и хорошие доморощенные вратари. Первым, кто заиграл, был Михаил Вергеенко. Александр Прохоров родом из Бреста, но в минском "Динамо" он был недолго и большую часть карьеры провел в московском "Спартаке". Вергеенко в "Динамо" играл надежно, долго. Хотя и у него был трудный период в 1978 году, когда Базилевич перестал ставить его в основной состав. Я тогда был тренером команды. И однажды, когда мы ехали на игру во Фрунзе, Вергеенко подошел ко мне и сказал, что хочет уходить из "Динамо". Я тогда посоветовал не торопиться, мол, придет еще твое время. А вскоре Базилевича убрали, Миша стал играть и завоевал еще золотую медаль в 1982-м.

Долго у нас, кроме Вергеенко, не было надежных вратарей. Иван Жекю играл со срывами, Юрий Курбыко - тоже. Шантолосов был хорош, пока был молодой. А так - как попадется "свой", то... У Гены Тумиловича все данные для высококлассного игрока. Но у него нервы шалят. То в бокового судью мячом запустит, то еще что. Сейчас Юрий Цыгалко в минском "Динамо" стоит. Это же страшное дело! Он все в прошлом году кричал: "Когда меня в Россию отправите?" Среди теперешних вратарей белорусских команд очень много иностранцев. Но чтоб кто-то себя проявил... Наши клубы могут купить игрока только за копейки, соответственно и играют у нас "копеечные" футболисты. Вот Юрий Жевнов, мне кажется, нормально выглядит и в БАТЭ, и в молодежной сборной. Но на "отлично" вряд ли тянет, у него тоже бывают срывы. Хотя он еще молодой. Голкиперы где-то лет в 25 по-настоящему могут проявить себя. Им зрелость нужна".

Не считал точно, но где-то около 150, по грубым прикидкам, вратарей уже прошло через белорусские клубы высшей лиги. Пора бы появиться одному с приставкой "супер".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter