«Врагом народа» не был никогда

На исходе 1996 года, когда стало понятно, что музей Краснознаменного...

 

На исходе 1996 года, когда стало понятно, что музей Краснознаменного Белорусского военного округа гибнет из-за бесхозяйственности и равнодушия, полковнику в отставке Николаю Печеню в Министерстве обороны предложили возглавить создаваемый на его базе Государственный музей военной истории Беларуси. 

До 1992 года музей КБВО располагался в здании Окружного Дома офицеров и считался одним из лучших в Вооруженных Силах СССР. Но тогдашнее руководство страны распорядилось освободить помещение в течение месяца. Так после пятилетних мытарств и переездов экспонаты оказались в гарнизонном Доме офицеров в Уручье.

Нового директора музея в гарнизоне встретила… свалка. Горы экспонатов как попало были складированы до потолка. И Николай Печень принялся за гигантскую работу. 

…Судьба не баловала паренька из деревни Будиловка Бегомльского района. Отец был репрессирован в 1938 году и погиб при строительстве оборонительных сооружений под Москвой. Коля так и жил с клеймом — сын «врага народа» и «кулака». Матери, работавшей в колхозе, едва удавалось сводить концы с концами, чтобы прокормить семью.

После окончания школы Николай с большим трудом поступил в Горецкую сельхозакадемию — сын репрессированного как-никак. Подошел срок призыва в армию. Все одногодки ушли служить, а его не брали. Было очень обидно. Через двоюродную сестру, которая была вторым секретарем райкома комсомола, добился призыва. Военком еще добродушно спросил: «Где служить хочешь?» А он в ответ: «Сами решайте».

Отправили в Приморский край. Службу начинал командиром танка в отдельном разведывательном батальоне Дальневосточного военного округа. Год спустя, в 1955-м, стал курсантом Омского танкового училища. Там его назначили на должность заместителя командира взвода. Взвод оказался «звездным» – вместе с Печенем учились внук Свердлова, сыновья начальника боевой подготовки Сибирского военного округа, профессора, прокурора, сотрудника аппарата ЦК КПСС…

Однажды вся эта «золотая» команда была направлена на уборку картофеля. В первые же дни Николаю стало понятно, что работать они не хотят. Вместо пяти машин курсанты едва заполняли три. Начальник тыла училища пригрозил замкомвзвода Печеню: «Не даст взвод норму – вылетишь из училища! Надо кого-то из командиров в помощь прислать? Пришлем!» Николай ответил: «Никого не надо. Справлюсь». Вечером собрал весь личный состав – 28 человек и распределил людей по машинам. Пять сынков больших начальников оказались вместе. Не спрятаться им, не раствориться в коллективе! К вечеру четыре машины с горочкой отправились с поля, а пятая – так и осталась полупустой. Попросили лодыри развести их по разным командам. «Дураки вы! – сказал им Николай перед строем. – Не мне картошку собираете!..»

Больше с теми курсантами проблем не было. Настойчивость и  умение замкомвзвода работать с людьми начальство заметило…

После окончания училища в 1958 году ему присвоили звание техника-лейтенанта и направили для прохождения службы в Группу советских войск в Германии на должность заместителя командира роты тяжелых танков по технической части. Спустя год молодого зампотеха на заседании комсомольского бюро выбрали секретарем комсомольской организации батальона, а через некоторое время предложили должность заместителя командира отдельной роты химической защиты по политической части. В это же время офицер учился на заочном отделении исторического факультета Белорусского государственного университета.

Несмотря на сложности, молодые годы Николай Гаврилович вспоминает с воодушевлением. Встретил хорошую девушку, на которой женился, родился первенец Игорь… Было это уже в Прикарпатском военном округе. Там Печень служил замполитом учебной роты, а потом и старшим инструктором по культурно-массовой работе политотдела 117-й гвардейской учебной танковой дивизии. Сутки напролет проводил офицер в казарме с личным составом. Сделал лучшую ленинскую комнату в дивизии…

В 1968 году старший лейтенант Печень в составе 398-го танкового полка 128-й гвардейской мотострелковой дивизии одним из первых вошел в Чехословакию. Николай Гаврилович вспоминает: «Прошел все должности политработника, по каждой ступеньке. Ответственность величайшая – за людей, за их боевой дух – наравне с командирами подразделений. Случайных людей в этой профессии не могло быть».

Из армии полковник Николай Печень уволился с должности заместителя начальника штаба гражданской обороны Белорусской ССР по политчасти. (Почти три месяца в 1988 году он, будучи начальником  политотдела 912-й оперативной группы Гражданской обороны СССР, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). 

Отставка не стала для полковника Печеня заслуженным отдыхом. Не тот характер. Продолжал работать в различных структурах. Никогда не отступал перед трудностями. И двух сыновей воспитал такими же.

…Несколько лет напряженного труда всех музейных сотрудников и нового директора принесли свои плоды. Сегодня экспозиции музея рассказывают о военном деле, развивавшемся на территории нынешней Беларуси примерно с VI века нашей эры. Удивляют и восхищают посетителей как настоящие предметы той эпохи, так и мастерски выполненные копии вооружения воинов, макеты оборонительных сооружений…

Большая часть экспонатов посвящена истории Великой Отечественной войны и партизанскому движению. Помимо оружия, фотографий, исторических документов, можно увидеть настоящие музейные раритеты, к примеру, часть телеграфного аппарата, по которому велись переговоры командующего войсками Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова с Верховным главнокомандующим, а также одна из подрывных машинок с часовым механизмом, при  помощи которых гитлеровцы намеревались взорвать Дом правительства, оперный театр и многие другие уцелевшие здания Минска.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter