Почему медицина бессильна перед многими человеческими недугами?

Врачи не рассчитывают на милости природы

«Медицина очень далека от совершенства, ведь треть заболеваний, приводящих к смерти и тяжелым осложнениям, вылечить просто не в состоянии. Как не может предотвратить и их возникновение!» — таким достаточно сенсационным собственным выводом поделился с «СБ» известный игло– и мануальный терапевт Валерий Молостов, медик более чем с 20–летним стажем. В чем же, по мнению Валерия Дмитриевича, бессильна медицина и что думают на сей счет специалисты, которые каждый день ведут борьбу за чью–то жизнь и здоровье?




Валерий Молостов

Рак — давно не приговор

Валерий Молостов: «Почему медицина не может победить онкологию? Потому, что не в состоянии поставить под контроль бесконтрольное размножение клеток уже возникшей опухоли, на начальных этапах диагностировать болезнь, нет в достатке медикаментов, которые избирательно убивают раковые клетки и одновременно не воздействуют на здоровые. Когда человечество найдет способ борьбы? Через 4 — 5 тысяч лет, а может быть, никогда?»

Главный врач Минского городского клинического онкологического диспансера кандидат медицинских наук Владимир Караник:

— Много внимания сейчас уделяется разработке противоопухолевых вакцин, которые позволят активно подключать к борьбе с болезнью еще и собственную иммунную систему. Препараты пока проходят клинические испытания, но мы на них также надеемся. Однако мифической таблетки от рака, по крайней мере, на нынешнем этапе развития фармакологической отрасли, ждать, конечно, не стоит. У различных опухолей свои причины возникновения, они образуются в разных органах и по–разному развиваются — и к каждому виду есть свои подходы лечения, поэтому говорить об универсальном лекарстве пока не приходится. Да, за последнее десятилетие количество онкологических заболеваний выросло, но это связано с естественным демографическим процессом — старением населения. И даже на фоне роста заболеваемости мы добились уменьшения смертности. В нашем диспансере стоит на учете около 60 тысяч минчан, у которых были злокачественные образования, больше половины из них мы наблюдаем на протяжении 5 и более лет (как правило, если болезнь не вернулась в течение этого срока, есть все шансы на долгую и здоровую, что в большей степени зависит уже от самого пациента, жизнь). Причем и возраст не становится помехой лечению — нашей самой пожилой пациентке исполнился 101 год, встречаются в медицинских карточках и цифры 96, 85 лет...

Сегодня у заболевшего онкологией человека гораздо больше шансов успешно излечиться, нежели умереть от нее. Другое дело, что в обществе относятся к раку зачастую как к чему–то постыдному, скрывают диагноз и свои визиты к онкологу. Примеров успешного лечения раковых заболеваний гораздо больше, чем может показаться, просто вы о них не догадываетесь — победившие недуг не распространяются на эту тему. Так что картина сегодня отнюдь не мрачная, более того, каждому по силам минимизировать риск онкологических заболеваний, просто нормализовав режим питания, отказавшись от вредных привычек, проходя диспансеризацию и своевременно, тем более при изменении в самочувствии, обращаясь к доктору. Хотя о полной победе над болезнью говорить преждевременно, рак давно перестал считаться синонимом смертного приговора. Возьмем базалиому, рак кожи: эта наиболее распространенная опухоль излечима практически на 100%, рак молочной железы на ранних стадиях — на 97 — 98%. Знаете, я в свое время работал с опытными коллегами, которые еще помнили те времена, когда диссертации защищали по новым методам лечения лейкоза у детей, позволявшим продлить жизнь на несколько месяцев и даже недель. Сегодня же лейкозы у маленьких пациентов излечиваются в 80 — 90% случаев, причем болезнь уходит бесследно...


Инфекции: не ждите «супермикроба»!

Валерий Молостов: «Огромная проблема — вирусы, против которых нет и никогда не будет средств наподобие антибиотиков. Есть большая вероятность того, что через 200 — 300 лет появятся вирусы–мутанты, которые уничтожат иммунную систему организма (как это делает ВИЧ, но намного быстрее). Это неизбежно вызовет гибель всего населения планеты, так как люди не смогут защититься от самой банальной эпидемии гриппа. Человечество стоит перед выбором: или наука найдет медикаменты, которые способны убить вирус внутри клетки, или полное вымирание от сочетания ВИЧ и гриппа».

Профессор кафедры пульмонологии и фтизиатрии БелМАПО, профессор Валентин Коровкин:

— Ничего фатального в самом приспособлении микроорганизмов к антимикробным средствам я не вижу. Начался этот процесс не вчера. Приведу пример из своей практики. После окончания Крымского медицинского института меня направили в Южный Казахстан, в аул, где встречались смешанные семьи, скажем, муж был родом из Китая, и зачастую они были больны туберкулезом. Обходиться приходилось буквально одним препаратом — стрептомицином. И каково же было мое удивление, когда его полуторамесячный курс приводил чуть ли не к полному излечению! Все потому, что пациенты были заражены «диким» штаммом туберкулеза, до этого не контактировавшим с какими–либо антибиотиками и еще ни к чему не приспособившимся. К сожалению, сейчас у нас встречаются пациенты, болезнь которых устойчива ко всему применяемому арсеналу противотуберкулезных средств, а их назначается не более пяти. Но не стоит драматизировать ситуацию, ожидая появления неких «супермикробов». Как и любая отрасль человеческого знания, медицина неумолимо прогрессирует. Мы научились справляться уже со многими вирусами, и их новые разновидности — скажем, вариации гриппа или лихорадка Эбола — не повод для нагнетания страстей, это доказали события последних лет. Уж каким серьезным вызовом раньше была оспа, но как эффективно помогла массовая вакцинация: мы успели забыть и об этом заболевании, и о прививках от него — их достаточно давно не делают. Не надо забывать, что определенная доля населения изначально обладает иммунитетом против некоторых вирусов, например, Эбола или ВИЧ: такие являются лишь носителями инфекционного агента. То есть эволюция в какой–то мере тоже приспособила человека к жизни в окружении опасных микроорганизмов, которые обитали на Земле, замечу, задолго до его появления.

Внушение: психиатр против шептух


Валерий Молостов: «А отчего бабка шепотом, кусочками молитв, переливанием воды в чашках, катаниями кусочков хлеба по чайному блюдцу и так далее за один раз излечивает энурез (я, кстати, такое наблюдал десятки раз)? Увы, медицина фактически не в состоянии вылечить даже алкоголизм и наркоманию!»

Профессор кафедры реабилитологии Государственного института управления и социальных технологий БГУ,  врач психиатр–нарколог высшей квалификационной категории, доктор медицинских наук Сергей Игумнов:

— Не согласен. Зачастую преодоление болезни или зависимости с помощью психиатра является если не единственным, то наилучшим выходом. Например, если мы говорим о лечении наркомании с помощью так называемой заместительной терапии, когда зависимым от опийных наркотиков в некоторых случаях предлагают принимать содержащие наркотик препараты под присмотром врача. Терапия «снижения вреда» в определенной степени действенна, но, как показывает отечественный и зарубежный опыт, реально побороть тяжелые формы наркозависимости можно только в процессе долговременной научно обоснованной медико–психологической реабилитации в условиях специализированных центров и «терапевтических сообществ», поскольку нужно раз и навсегда преодолеть биологические, психологические и социальные предпосылки болезненной зависимости, а не искать ей какую–то замену. Это сложный и многоэтапный путь. Я имею в виду мощное внушение, формирование адекватных поведенческих моделей и работа над гармонизацией всей структуры личности, что под силу только полипрофессиональной бригаде, состоящей из квалифицированных психиатров, психотерапевтов, клинических психологов и специалистов по социальной работе. Что касается практики различных колдунов и «шептух», то она держится преимущественно на достаточно примитивном внушении, воздействии на «архаические» пласты психики наших современников. Нельзя не отметить, что, в отличие от ювелирной работы профессиональных психотерапевтов–гипнологов, такая практика обычно находится на низком, дилетантском уровне и напоминает скорее лубочную картинку на классический сюжет... В отношении действительно добросовестных «народных целителей», кстати, интересен опыт ряда регионов России: такие «специалисты» проходят в органах здравоохранения сертификацию, в процессе которой отсеиваются, например, ранее судимые за мошенничество, уплачивают налог в местный бюджет и получают право практиковать, но только на территории указанного района. Это позволяет избежать неконтролируемого массового шарлатанства и заодно способствует наполнению местной казны.

Как видим, мнения расходятся. Кто–то говорит, что стакан наполовину полон: медицина сильна как никогда. Кто–то — что наполовину пуст: природа все еще одерживает верх. Единственное, с чем никто не спорит: все в наших руках, а фунт профилактики стоит пуда лечения.

akostyukevich@sb.by

Советская Белоруссия № 151 (24781). Вторник, 11 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter