Вперед, в будущее!

Как готовят современных специалистов

Как готовят современных специалистов


Когда два года назад была обнародована Национальная программа демографической безопасности, находились сомневающиеся: такие цели поставлены, такие показатели заданы — реально ли это? Сегодня программа дает первые плоды, а медики — свое слово держат. Кто еще вчера мог поверить, что за столь короткий срок операции на сердце научатся делать во всех без исключения областях? Что на такой уровень выйдет трансплантология? Что шаг за шагом будут отвоевывать рубежи у фатальных болезней кардиологи, онкологи, нейрохирурги? А сегодня это — факт. Какова же цена прорыва в медицине? За ним колоссальный труд и постоянное самосовершенствование врачей, достойно принявших вызов времени, считает Геннадий ХУЛУП, доктор медицинских наук, профессор, ректор Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО). 10 лет Геннадий Яковлевич работает в академии, 5 — стоит у ее руля. За это время она, оставшись храмом науки, стала для врачей еще и вторым уютным домом.


— Нужно ставить большие задачи, тогда будут и большие результаты. Сегодняшние успехи практического здравоохранения, убежден, это прежде всего свидетельство прогресса в последипломном образовании. Наш лозунг: БелМАПО — образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Представьте себе, ежегодно квалификацию повышают около 20 тысяч врачей, фактически каждый второй специалист, работающий в здравоохранении. То есть интеллектуальный багаж белорусской медицины обновляется раз в два года! Да, движение вперед немыслимо без овладения передовыми технологиями. Но мало закупить оборудование, оснастить помещение, освоить технологию, самое главное — нужно подготовить хорошие кадры. В каком–то смысле мы работаем на опережение. Например, сейчас активно закупаются дорогостоящие ангиографы для диагностики патологий сердца — и мы уже выпустили 23 рентген–эндоваскулярных хирурга, которые будут на них работать. Ежегодно Беларусь приобретает более 120 современных УЗИ–аппаратов — и «кадровый вопрос» здесь тоже полностью закрывается, только с начала года выпущено 123 врача. Было поручение Президента создать кафедру кардиохирургии с курсом трансплантологии, подготовить по 8 — 10 специалистов на каждую область — и мы за два года практически решили поставленную задачу. Сфера эта уникальная, где требуются тончайшие практические навыки, поэтому готовим кардиохирургов, можно сказать, индивидуально, в клинике, у операционного стола.


— Геннадий Яковлевич, из всех медицинских вузов БелМАПО больше всего готовит клинических ординаторов — врачей высшей пробы. Это сложный процесс?


— Безусловно. Сейчас у нас обучаются 392 ординатора, большинство — на бюджетной основе. Работа кропотливая: взрастить из врача, который окончил вуз и знает всего понемножку, настоящего профессионала в своей области. Вообще, мы придерживаемся принципа «обратной связи»: следим за судьбой своих выпускников, надо — помогаем, консультируем самых сложных пациентов, проводим мастер–классы, обучающие семинары. Скажем, в прошлом году при непосредственном участии академии технологии мирового уровня внедрены в Шкловском, Полоцком, Речицком районах и Минской области. Сегодня даже создана специальная электронная программа «Врачебные кадры» — поименно, на всех 40 тысяч белорусских медиков. Такого государственного подхода нет нигде в мире! Повышение квалификации для любого слушателя — дело чрезвычайно ответственное. Они ведь приезжают, уже ознакомившись с лекциями ведущих специалистов, которые представлены на сайте академии, написав реферат. А по окончании курсов мы обязательно всех тестируем, каждый должен ответить на 500 — 1.000 вопросов. И знаете, какой у них уровень знаний? 95 процентов! Между прочим, в Германии по образу и подобию БелМАПО даже открыли академию повышения квалификации для урологов, признали: наша система — наиболее оптимальная.


— Академия сегодня один из тех редких белорусских вузов, где защищается каждый аспирант. Как вам это удается?


— Последнее время мы вообще переживаем определенный бум: если года три назад в аспирантуру принимали 15 человек, то в прошлом — 78! Сейчас одновременно в рамках республиканских программ выполняется 208 диссертаций! Все темы — интересные, нужные, обещающие практическую отдачу. Среди уже имеющихся разработок я бы отметил и универсальный трехволновой лазерный аппарат профессора Игоря Гришина, и эндопротезы тазобедренного сустава академика Александра Руцкого (кстати, они первыми в Беларуси получили европейский сертификат качества!), и им же созданные новые формы медицинских препаратов на гидрогелевой основе. Причем вообразите: в 2005 году профессор Николай Завада начал разработку препарата энтерал для интенсивной терапии критических состояний, а в 2008–м энтерал уже покрыл потребности всего белорусского здравоохранения и стал экспортироваться в Украину и Россию. Вложения в науку окупаются сторицей: на каждый потраченный рубль мы получаем в среднем 25 рублей прибыли!


— Каким вам видится будущее академии?


— Верю, что она займет достойное место в мировой системе последипломного образования. Сегодня как никогда важны профессионализм и качество подготовки специалистов, поэтому у нас работа вдвойне ответственная — готовить для страны врачей, которые будут лечить по самым современным стандартам. Уже сегодня с большим желанием к нам едут на повышение квалификации и медики из дальнего и ближнего зарубежья. А будут приезжать с каждым годом все больше и больше!


Справка «СБ»


Сегодня БелМАПО — это мощный учебно–практический комплекс, имеющий 4 факультета, 54 кафедры, на которых работают 72 доктора наук и 228 кандидатов. За последние 5 лет создано 14 новых кафедр. В полностью реконструированном здании академии 7 компьютерных классов, более 400 компьютеров и 50 мультимедийных проекторов. Обновлены и все учебные планы и программы, внедрены современные методы телекоммуникационного обучения и тестового контроля.


За год сотрудники академии проконсультировали около 300 тысяч пациентов и провели почти 4,5 тысячи высокотехнологичных операций.


Среди новаций БелМАПО последних лет — первый в стране государственный профессорский лечебно–консультативный центр и Национальная антидопинговая лаборатория, которая создана на базе Центральной научно–исследовательской лаборатории.


За пять лет заключено 20 международных договоров о сотрудничестве с 12 странами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter